Составление методических разработок по темам программы производственного обучения

Статьи по педагогике » Составление методических разработок по темам программы производственного обучения

Мастер профессионального обучения - главная фигура в педагогическом коллективе заведения начального профессионального образования. Он учит и воспитывает молодых рабочих, отвечая за качество их профессиональной подготовки. В число важнейших требований к нему входят: интеллигентность, профессиональное и педагогическое мастерство, педагогическое призвание.

Под профессиональным мастерством понимают широту и глубину его знаний и умений по профессии, которой он обучает обучающихся и для которых он является авторитетом и образцом для подражания. Педагогическим мастерством мастера называют умение научить тому, чем владеет мастер; умение побуждать, а не принуждать обучающихся к верным действиям; умение устанавливать отношения со всеми участниками педагогического процесса; наличие собственного педагогического стиля и педагогического такта.

Мастер профессионального обучения непосредственно отвечает за организацию, содержание и качество производственного обучения обучающихся в соответствии с требованиями Госстандарта НПО на профессию, профессиональной характеристики, учебного плана и программы.

Профессиональная компетентность мастера профессионального обучения.

Профессионально-педагогическая компетентность мастера профессионального обучения есть совокупность свойств его личности, обеспечивающая самостоятельное выполнение профессионально-педагогической деятельности и выражающаяся понятием «быть способным» Все ключевые компетенции характеризует сферу деятельности будущего мастера профессионального обучения. Ключевые компетенции:

1. Познавательная (когнитивная) – способность и готовность к постоянному повышению образовательного уровня, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения и способность к саморазвитию.

2. Правовая – готовность соблюдать нормы общественного поведения, инструкцию.

3. Коммуникативная – готовность к владению технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе компьютерным программированием.

4. Специальная (профессиональная, педагогическая) – способность самостоятельно выполнять профессиональную, педагогическую деятельность и оценивать результаты собственного труда.

5. Социально-информационная – готовность к применению информационных технологий в своей работе, умения самостоятельно подбирать и применять необходимую информацию.

6. Социальная – способность брать на себя ответственность, толерантность к разным культурам и религиям.

Профессионально значимые личностные качества педагога и его педагогической способности.

Качества, которыми должен обладать современный мастер производственного обучения, специфичны, прежде всего, в силу уникальности требований, предъявляемых к ним. На уроке, во время внеурочных мероприятий, при простом общении обучающегося всегда чувствует интеллект, образованность и гуманизм педагога. Настоящий мастер своего дела отличается не только доброжелательностью и подлинным гуманизмом в отношении к своим ученикам.

Основные педагогические способности:

- экспрессивные – умение выражать свои мысли с помощью слов и невербальных средств;

- дидактические – преподнести материал в доступной форме; авторитарные – умение быстро завоевать уважение;

-научно-педагогические – способность к участию в научно-исследовательской работе;

- перцептивные – умение воспринимать внутренний мир обучающегося;

- коммуникативные – умение легко вступать в контакты с другими людьми; - личностные – наличие педагогического такта;

- организаторские – умение чётко, без потерь времени, организовать и провести урок, классный час, родительское собрание;

- мажорные – наличие оптимизма и чувства юмора;

- психомоторные – обеспечение двигательных навыков;

способности к концентрации и распределению внимания;

- гностические –умение быстро и точно распознавать предметы;

конструктивные – умение проектировать будущее воспитанников.

Требования к мастеру ПО.

1) Мастер, как учитель, должен владеть методикой обучения и воспитания, применять разнообразные и эффективные методы обучения, уметь интересно рассказывать и показывать свое мастерство. Педагогическое мастерство проявляется в умении проявлять любовь студентов к изучаемой профессии.

2) Мастер должен уметь наблюдать и анализировать жизнь подростка, подбирать «ключи», к правильному формированию его личности; владеть искусством изложения материала, соблюдать педагогический такт.

3) Мастер должен любить студентов, заботиться о каждом из них; сочетать чуткость и тактичность с твердостью в своих требования.

4) Мастер должен, прежде всего, побуждать, а не принуждать студентов к правильным действиям и поступкам, достойному поведению; уметь выслушивать студентов, понимать их поведение, поступки в той или иной ситуации.

2. Основные обязанности мастера профессионального обучения.

Мастер профессионального обучения обязан:

1) Формировать у обучающихся профессиональные знания, умения и навыки, предусмотренных квалификационной характеристикой и являющиеся составной частью их профессионального мастерства, как будущих квалифицированных рабочих.

2) Осуществлять воспитание обучающихся.

3) Обеспечивать выполнения учебных планов и программ производственного обучения.

4) Вести установленную документацию по планированию, учету и отчетности.

5) Поддерживать безопасные условия работы обучающихся.

6) Содержать в рабочем состоянии учебно-производственное оснащение.

7) Участвовать в методической работе, систематически повышать свою квалификацию.

8) Приобщать обучающихся к профессиональному техническому творчеству; развивать их творческую активность.

9) Обучать исправлению недостатков в приемах работ.

10) Вести текущий контроль проводимых работ.

11) Контролировать качество выполняемых работ.

12) Вести установленную учебную и производственную документацию.

13) Принимать меры по своевременному обеспечению мастерской необходимыми оборудованием, оснасткой, инструментом, материалами, средствами обучения и контроля, вести журнал учета передачи мастерской.

3. Профессиональное мастерство будущего рабочего.

Основной целью профессионального обучения является формирование у обучающихся основ профессионального мастерства, в основе которого лежат такие критерии как: качество выполнения работы, производительность труда, которые, являясь внешними показателями профессионального мастерства, в свою очередь базируются на рациональности труда, технической культуре и культуре труда, творческом отношении к труду и производственной самостоятельности. Рациональность труда – это умение применять рациональные приемы и способы труда. Техническая культура – это умение работать с современной техникой и технологией, техническая эстетика. Под культурой труда понимают соблюдение правил техники безопасности, производственной санитарии, содержание рабочего места в соответствии в требованиями научной организации труда.

Методическая работа мастера профессионального обучения.

1. Методическая работа профессиональном учебном заведении.

Главная задача методической работы в учебном заведении профессионального образования – повышение методического и педагогического уровня инженерно-педагогических работников. Общее руководство методической работой в УНПО осуществляет директор, а непосредственным ее организатором является зам. директора по УПР.

Участие в методической работе всех мастеров и других педагогических работников является обязательной частью их педагогической деятельности.

Методическая работа осуществляется в индивидуальных и коллективных формах. К коллективным формам относятся: педагогический совет учреждения, осуществляющего профессиональную подготовку рабочих и служащих, предметные методические комиссии, школы передового опыта, педагогические чтения и др.

Педсовет - это постоянно действующий орган коллективного рассмотрения вопросов учебно-воспитательной, методической работы и производственной деятельности учреждения, осуществляющего профессиональную подготовку рабочих и служащих. Выделяются две стороны его деятельности:

а) Производственно-деловая - это обсуждение планов, мероприятий, итогов, отчетов, результатов деятельности.

б) Учебно-методическая - это обсуждение вопросов, связанных с постановкой учебно-воспитательного процесса, качеством знаний и умений обучающихся, качеством уроков теоретического и производственного обучения. Педсовет проводится раз в 1.5-2 месяца. Председателем является директор.

Методические предметные (цикловые) комиссии создаются по конкретным профессиям или специальностям и предметам для рассмотрения и разработки частных методических вопросов, которые относятся к организации и методике обучения, воспитания и преподавания.

2. Индивидуальная методическая работа мастера.

Индивидуальная методическая работа может осуществляться в самых разнообразных формах. Она проводится для повышения производственной и педагогической квалификации инженерно-педагогических работников и контролируется руководством учреждения, осуществляющего профессиональную подготовку рабочих и служащих .

Педагогическое самообразование мастера профессионального обучения включает:

1) Изучение литературы по вопросам общей и профессиональной педагогики и психологии, Посещение лекций, просмотр фильмов, посещение выставок по проблемам обучения и воспитания.

2) Личное изучение опыта работы коллег-мастеров профессионального обучения, а также анализ опыта своей педагогической деятельности, его систематизация и распространение.

Проведение открытых уроков по производственному обучению является средством практического изучения передового опыта. Эти уроки целесообразно проводить опытными мастерами по наиболее сложным темам. Взаимопосещение мастерами уроков также является эффективной формой обмена опытом работы. Взаимопосещение должно планироваться заранее и проводиться только с согласия мастера, проводящего занятие.

Стажировка мастеров профессионального обучения - наиболее действенная форма повышения квалификации мастеров профессионального обучения из всех существующих. Стажировка проводится обычно раз в пять лет, с отрывом или без отрыва от работы в учреждении, осуществляющим профессиональную подготовку рабочим и служащим, по ее завершении мастеру повышается разряд.


Информация о ообразовании:

Диагностика уровня речевых умений у детей старшего дошкольного возраста
Прежде, чем приступить к количественному и качественному исследованию, кратко остановимся на общей характеристике особенностей нашей предстоявшей работы. Диагностируя уровень речевых умений у детей старшего дошкольного возраста, мы использовали тестирование, эксперимент, а также анализ продуктов де ...

Виды наглядности
Выделяют виды наглядности: 1. Естественная наглядность предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами (растения, животные, минералы). 2. Экспериментальная наглядность является разновидностью естественной наглядности. Она предполагает ознакомление учеников в ходе проведения экспериментов и ...

Основные компоненты логики подготовительного этапа
Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. «Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления», ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru