7. К доске прикреплены рисунки предметов разной величины или сами предметы. Учитель по очереди вызывает учащихся и отрабатывает с ними следующие понятия: «большой – маленький» (шар, мяч), «высокий – низкий» (забор, столб), «длинный – короткий» (карандаш, веревка), «широкий – узкий» (ремень, лента), «толстый – тонкий» (альбом, дерево). Учащиеся рисуют мелом на доске предметы соответствующей величины.
Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по форме.
На столе учителя лежат кубики и шарики. Дается задание: положить кубики в коробку слева, а шарики – в коробку справа.
Каждый ученик имеет набор одноцветных геометрических фигур (круги и квадраты). Дается задание: разложить их на две группы.
Каждый ученик имеет набор одноцветных геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники). Дается задание: разложить их на три группы.
Ученики получают конверты с фигурками разной формы. Дается задание: разложить в разные кучки одинаковые по форме фигуры.
У каждого ученика – набор геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). Учитель называет форму, учащиеся должны поднять соответствующую фигуру.
К доске прикреплены круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник (все одного цвета). У учащихся – картинки с разноцветными предметами разной формы: круглые – мяч, яблоко, воздушный шар, апельсин; квадратные – платок, кубик, коврик, шахматная доска; овальные – яйцо, огурец, слива, жук; прямоугольные – конверт, альбом, книга, портфель; треугольные – флажок, дорожный знак, палатка, крыша дома. Учитель уточняет понятие «геометрическая форма», обращает внимание детей на то, что определенные предметы имеют сходство с определенной формой.
Дидактическая задача – упражнять школьников в умении группировать предметы по форме, закреплять представление о геометрических фигурах, как эталонах, воспроизводит на доске и в тетрадях образ того или иного предмета.
К доске прикреплены рисунки предметов, вырезанных по контуру: арбуз, колесо; носовой платок, шахматная доска; дыня, маска; альбом, портфель; дорожный знак, палатка (треугольной формы). В оборудование занятия входят также геометрические формы (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник); величина их равна величине рисунков на доске. Перед учащимися стоит задача: по указанию учителя назвать геометрическую фигуру, а затем наложить на предмет, который соответствует ей по форме (круг на арбуз, квадрат на шахматную доску, овал на дыню и т. д.).
Каждый ученик имеет «корзины» с овощами и фруктами: луком, огурцами, морковью, репой, капустой; лимонами, яблоками, апельсинами, грушами, вырезанными из плотного картона.
Дидактическая задача – совершенствовать восприятие формы предметов, закреплять представления о форме разных овощей и фруктов.
Игра «Наш огород». Учитель говорит: «Надо посадить овощи. Для этого следует сделать грядки. Я начну грядку, а вы продолжите».
Учащиеся по очереди сажают в грядку (прикрепляют к доске) только одинаковые овощи.
Игра «Наш сад». На доске нарисованы контуры фруктовых деревьев.
На каждом дереве растут свои фрукты. Учитель прикрепляет к каждому дереву по одному лимону, яблоку и т.д. Задача игры – вырастить хороший урожай фруктов. Для этого надо, чтобы на каждом дереве было много плодов. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы на яблоне не выросли груши, а на груше – лимоны и т.д. Задания можно усложнять, например, учитель говорит: «Сладкий, оранжевый … Что это? Какая у него форма?» Или: «Желтый, кислый … Как называется. Опишите его форму» и т.д.
Игры и упражнения на узнавание, различение и называние цвета.
У каждого ученика наборы мелких предметов или геометрических фигур разного цвета. Дается задание: сгруппировать их по цвету. (Сначала берется минимальное количество цветов – два, затем три и т. д.) Аналогичную работу проделывает вызванный к доске ученик.
Информация о ообразовании:
Особенности
формирования слоговой структуры слова на материале фразовой речи
Постепенно данные слова можно вводить во фразу. Примеры небольших фраз-чистоговорок приведены в лексическом материале данной книги. Как правило, дети с тяжелыми нарушениями речи не запоминают стихов, тем более в четыре и более строк, поэтому с ними следует начинать учить стихи не более чем в две ст ...
Проверка сочинений
При проверке сочинений учитель отмечает (начиная с пятого класса) тип ошибки на полях работы, пользуясь определёнными обозначениями. При этом он пользуется теми условными знаками, которые даны в учебниках русского языка или вводит свои, в том числе и всякого рода поощрительные замечания типа «Интер ...
Сумма векторов
Остановимся на трудностях, которые возникают при знакомстве со свойствами суммы векторов. Если ученики, работая по учебнику Погорелова, научились пользоваться приведенным здесь формальным и поэтому весьма трудным определением суммы векторов, то знакомство со свойствами сложения трудностей не вызове ...