После того, как учащиеся познакомятся с предметами, им предлагается разместить их следующим образом: по середине «комнаты» – журнальный столик,, слева от него – одно кресло, справа – другое, в центре над столиком – светильник, слева у самой стены – торшер, а справа у самой стены – напольная ваза с цветами. Закончив оформление «интерьера», учащиеся делают зарисовку у себя в тетрадях.
Графические упражнения для формирования технических умений и навыков.
Графические навыки рисования относятся к сложным двигательным действиям. Поэтому они вырабатываются лишь под влиянием обучения и путем многократных специально организованных упражнений, требующих длительного времени. Вот некоторые из них:
рисование от руки прямых вертикальных линий: «высокие столбы», «заборчик»;
рисование от руки прямых горизонтальных линий: «провода», «дорожки», «цветные веревочки»;
рисование от руки прямых вертикальных и горизонтальных линий: «лесенки», «окошки», «рамки», «шахматная доска», «качели»;
рисование от руки наклонных линий: «идет косой дождь», «ниточки к шарикам, чтобы те не улетали», «высокие горы», «пионерские палатки»;
рисование от руки дугообразных линий: «дым идет», «мы клубочек намотаем», «извилистые ручейки», «волны», «фонтанчик», «салют»;
рисование замкнутых кругов линий: «воздушные шарики», «разные колечки», «бублики», «разноцветные колеса», «мячики большие и маленькие», «арбуз, апельсин, яблоко, орех».
Учитывая определенные сложности в формировании представлений и двигательных навыков, в первоначальный период обучения целесообразно придерживаться следующей системы:
зрительное и двигательно-осязательное формирование образа предмета;
составление контура этого предмета из палочек или спичек;
построение заданной формы с помощью шаблона (для учащихся с грубыми нарушениями моторики);
передача формы предмета с помощью готового контура (трафарета);
рисование этой формы в воздухе;
рисование по уже готовым контурным линиям (светлый контур обводят более темным карандашом);
рисование предмета с использованием опорных (вспомогательных) точек;
штриховка и раскраска контурных изображений;
рисование на бумаге в клетку;
рисование по непосредственному наблюдению на обычных листах бумаги.
Гимнастические упражнения для развития движений руки.
При обучении детей, у которых моторика характеризуется значительным недоразвитием мелких, тонких, дифференцированных движений пальцев и кисти руки, рекомендуется систематически перед началом рисования проводить гимнастические упражнения.
Отдельные упражнения для ведущей руки (под счет):
похлопать ладонью по парте (пальцы вместе, пальцы врозь);
постучать согнутым пальцем по парте;
провести попеременно похлопывание и постукивание согнутыми пальцами по парте;
погладить поверхность парты;
сжать руку в кулак, разжать ее;
согнуть пальцы одновременно и по очереди;
поочередно противопоставить большому пальцу все остальные.
Упражнения с предметами:
составить из мозаики несложные орнаменты (по образцу);
вынимать из коробки по одной цветной палочке и складывать их в «колодец» (работает только кисть руки, большой, указательный и средний пальцы);
разобрать «колодец» по одной цветной палочке; сложить их обратно в коробку;
сжимать маленький мячик (комочек ваты);
раскатывать на доске указательным и средним пальцами одновременно и по очереди шарики из пластилина;
прокатывать цветную палочку или карандаш между большим, указательным и средним пальцами, между большим и средним.
Таким образом, в ходе проведенной коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с нарушением интеллекта мы предполагаем, что при применении различного рода упражнений и уроков по изобразительной деятельности подобных тем, которые мы привели выше, учитель, и не только он, сможет исправить недостатки не только внимания, но и мелкой моторики, которые отрицательно влияют на изображение предметов окружающей действительности.
Информация о ообразовании:
В.А. Сухомлинский о педагогическом такте как личностной педагогической
поддержке
Василий Александрович Сухомлинский – российский, советский педагог-новатор, родился 28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Российская империя – умер 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР. Член-корреспондент Акад ...
Характеристика проявления скоростно-силовых качеств в
спортивной деятельности волейболиста
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечением оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая ...
Использование дидактических средств, для организации работы по формированию
орфографической зоркости
Наряду с описанными выше средствами, такими, как различного вида таблицы, памятки и алгоритмы, для организации работы по развитию орфографической зоркости используются и другие средства, например, сжатые опоры - карточки орфограмм, которые особенно полезны для детей с развитой зрительной памятью. К ...