Психологические особенности подростка

Страница 1

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 − 8 классах средней школы и охватывают возраст от 11−12 до 14−15 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить на год раньше или позже. Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. По всем направлениям развития человека (физического, умственного, духовного, нравственного, социального) происходят большие качественные и количественные изменения.

Важнейший фактор развития личности подростка – это его собственная активность – идет активный процесс становления личности, своего самоутверждения и самоопределения – однако этот процесс неравномерен. С одной стороны в подростке уже проявляется «взрослость», а с другой еще остается «детскость». Общее направление в развитии взрослости подростков может быть разным, и каждое направление может иметь множество вариантов. Эта проблема имеет важнейшее педагогическое значение.

В подростковом возрасте происходят значительные изменения, связанные с физическим ростом и биологическим созреванием организма. В музыкальном воспитании этот возраст связан с периодом мутации голосового аппарата. Голосовой аппарат укрупняется, голос становится крепче, ниже, а также характерны голосовые срывы. В этом возрасте нужно осторожно подходить к подбору вокального репертуара, избегая крайней тесситуры голосового диапазона. Скачок в росте организма, изменения в эндокринной системе, активизации деятельности гипофиза, половое созревание, укрупнение сердца, мышц, всего организма приводит к значительным изменениям психического, умственного и духовного роста человека. Однако развитие теоретической мысли в объяснении «кризиса» в подростковом периоде заключалось в постепенном накоплении обобщений, говорящих о том, что особенности проявлений и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых людей.

Центральное новообразование в личности при переходе в подростковый период. Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не ребенка, он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым. Своеобразие этой особенности, называемой чувством взрослости, заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания – стержневая особенность личности, ее структурный центр, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое направление о содержании его социальной активности, его переориентацию с одних норм и ценностей на другие – с детских на взрослые. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества и умения, права и привилегии, причем, прежде всего, те, которых наиболее зримо проявляется в отличие от взрослых и их преимущества по сравнению с детьми.

Претензии подростка на новые права распространяются прежде всего на всю сферу отношений с взрослыми. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял: он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность и вообще «как маленького», опекают, направляют, контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнениями и т. п. У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений с взрослыми становится для подростка не приемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности, т. е. на известное равноправие с взрослыми и старается добиваться признания ими этого. Новые нормы отношений с взрослыми – важное содержание формирующегося этического мировоззрения подростка. Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый сам проявляет инициативу или, учитывая требования подростка, перестраивает свое отношение к нему.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Методы обучения изобразительному искусству в Древнем Риме
Методы преподавания рисования в древнем Риме Римляне очень любили изо. искусство, особенно произведения греческих художников. Широкое распр-е получает портретное искусство, но римляне не внесли ничего нового в методику и систему препод-я, продолжая пользоваться достижениями греческих художников. Бо ...

Физические качества, развиваемые при помощи физических упражнений
Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д. От ...

Методы педагогических исследований
С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования. Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогической деятельности, педаго ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru