Разработка рабочей программы по декоративно-прикладному искусству и керамике

Статьи по педагогике » Разработка рабочей программы по декоративно-прикладному искусству и керамике

Проблема исследования и ее актуальность. Одним из действенных средств эстетического развития детей признано декоративно-прикладное искусство. Народное искусство – это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса. Данная дипломная работа посвящена разработке современной программы по декоративно-прикладному искусству для школ дополнительного образования детей. Эта тема довольно актуальна в наше время, так как искусство пробуждает первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество художественного образования и эстетического воспитания школьников на культуре, традициях, обычаях своего народа.

Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

Проблема разработки эффективной рабочей программы, построенной для развития художественно-творческих способностей школьников, требует теоретических исследований, направленных на дальнейшее совершенствование воспитания подрастающего поколения. Все темы в моей рабочей программе построены с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей детей.

Основной направленностью работы является декоративно-прикладное искусство и художественная керамика, так как они являются одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям прекрасный мир, развивать у них художественный вкус.

Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.

Зачастую проблемы межличностного общения и поведенческие, возникающие на занятии с детьми связаны не только и не столько с плохим воспитанием ребенка, сколько с особенностями определенного периода его психологического развития.

Цель дипломной работы − разработка программы по декоративно-прикладному искусству для школ дополнительного образования детей.

Задачи:

исследовать возрастные и психологические особенности детей;

составить эффективную методическую систему, направленную на развитие художественно-творческих способностей.

Объект исследования − процесс обучения школьников на материале по декоративно-прикладному искусству.

Предмет исследования − развитие творческих способностей на занятиях по декоративно-прикладному искусству в единстве и в тесной взаимосвязи обучения, воспитания и развития, используя данную рабочую программу.

Гипотеза исследования состоит в том, что совершенствование и содержание методики обучения и развития художественно-творческих способностей школьников будет успешным, если:

в содержание учебной программы по декоративно-прикладному искусству внедрен и реализуется в процессе обучения компонент образования, соответствующий потребностям школьников;

учебно-воспитательный процесс по декоративно-прикладному искусству в школе дополнительного образования будет организован как специальная художественно-творческая деятельность, направленная на формирование у школьников знаний и умений по этому предмету;

учебно-воспитательный процесс по декоративно-прикладному искусству ориентирован на современные педагогические технологии, установлены возрастные и индивидуальные закономерности художественно-творческого развития школьников в процессе обучения и разработаны наглядные учебно-методические пособия по декоративно-прикладному искусству.

Методологической основой исследования являются ведущие положения философии, социологии, психологии, педагогики, искусствоведения, теории и методики обучения изобразительному искусству, наблюдения за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью учащихся. Опираясь на научные труды ведущих ученых в области методики преподавания по декоративно-прикладному искусству Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, Н.А. Горяевой и др.

Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:

анализ учебных программ по декоративно-прикладному искусству;

изучение и обобщение опыта работы педагогов, ведущих уроки по декоративно-прикладному искусству;

изучение опыта нравственно-эстетического воспитания школьников на уроках декоративно-прикладного искусства;

определение влияния практических знаний, умений и навыков на овладение разными художественными материалами;

изучение продукта деятельности школьников (их рисунки и работы);

педагогический эксперимент (беседы, дискуссии, игра).

Научная новизна заключается в следующем:

- теоретически обоснована методическая система развития художественно-творческих способностей школьников средствами декоративно-прикладного искусства на материале данной рабочей программы;

- разработаны учебно-методические материалы по декоративно-прикладному искусству;

- определены методологические основы совершенствования содержания и методики обучения по декоративно-прикладному искусству;

- научно обоснована необходимость формирования знаний по декоративно-прикладному искусству у школьников.

Теоретическая значимость состоит в том, что внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания средствами декоративно-прикладного искусства посредством решения проблемы в этой области; решения научно-педагогических основ обучения; создания специальной программы образовательного и воспитательного характера по развитию художественно-творческих способностей школьников.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в практической работе, а также при создании новых учебных программ и учебно-методических пособий. Полученные результаты исследования могут в дальнейшем применяться учителями декоративно-прикладного искусства в проведении интегрированных занятий. Разработанная методика и материалы могут быть использованы в вузе при подготовке студентов к работе в школе. Основные положения обучения школьников по декоративно-прикладному искусству могут быть использованы в любой школе с дополнительным образованием.

Достоверность исследования полученных результатов обеспечивается правильным методологическим подходом к решению поставленной проблемы, результатами собственного опыта преподавания декоративно-прикладного искусства в школе с дополнительным образованием, опорой на теоретические положения психолого-педагогической, философско-эстетической и методической литературы, использованием в работе современных достижений педагогической науки, психологии, эстетики, эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения.

Ниже приведенный материал поможет педагогу грамотно разобраться в сложных педагогических ситуациях и скоординировать свои воспитательные приемы в общении с детским коллективом. Знание возрастных особенностей психологического развития ребенка позволяет верно, наиболее оптимально выстраивать процессы воспитания и обучения. Педагоги, занимающиеся с детьми изобразительным и декоративно-прикладным искусством в дополнительном образовании, работают в основном с детьми дошкольного возраста, младшего и среднего школьного возраста – именно в этом возрасте наиболее высока тяга детей к занятиям творчеством во всех его проявлениях. Поэтому и рассмотрим психологические особенности этих возрастных периодов.


Информация о ообразовании:

Арт-синтез терапия как комплекс реабилитационных воздействий
Методы воспитательной терапии, исследованные в предыдущих разделах нашей работы ориентированы на детей ориентированы на любой характер нарушений - дети могут заниматься чтением и лепкой самостоятельно или при помощи родителей и педагогов. На практике довелось поработать с детьми с ДЦП, синдромом Да ...

Практическое исследование по использованию произведений «Материнской поэзии» в качестве средства воспитания ребенка раннего возраста
Исследование проводилось на базе МБДОУ №278 города Красноярска с детьми первой младшей группы (2 – 3 года). Список группы: Катя К. Вася Л. Рома К. Полина Р. Полина П. Настя П. Вика К. Вика Я. Рома П. Богдан К. Арина К. Лиза И. Даня Ф. Дима Ч. Влад В. Влад К. Даша Е. Юля С. Соня Л. Милана Х. Задача ...

Формирование социальной среды как фактора, способствующего росту гражданской активности обучающихся
Школа не может существовать отдельно от нужд и потребностей жителей окружающего ее сообщества, именно она может стать инициатором развития этого сообщества. Представление о внешнем окружении, о силе его воздействия на школу и осознание сложности учета взаимодействия школы с внешней средой является ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru