Возрасная и педагогическая психология

Страница 1

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т. д. Психика человека находится в состоянии постоянного развития и развивается она в процессе овладения ребенком опыта, накопленного человечеством за всю свою историю. Этот процесс осуществляется в условиях постоянного руководства со стороны взрослых, то есть в обучении. Обучение играет определяющую роль в процессе психического развития ребенка. Обучение основывается на природных задатках, социальной среде и эффективных, доступных для того или иного возраста методах обучения. Так в плане возрастного развития мышления мы видим, что в младенчестве преобладает наглядно-действенное мышление, затем появляется наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактное, отвлеченное и теоретическое виды мышления.

В процессе развития происходит не только изменение, усложнение знаний и способов действия. Психическое развитие ребенка включает изменение его личности в целом, то есть развитие общих свойств личности. В целостном процессе развития ребенка можно выделить три основные стороны: а) развитие знаний и способ деятельности в процессе обучения; б) развитие психологических механизмов применения усвоенных способов; в) развитие общих свойств личности (направленности, психологической структуры деятельности, сознания и мышления).

Педагогические условия развития знаний, механизмов их применения и развития общих свойств личности зависят от общих закономерностей развития детей в процессе обучения. Важно учитывать и конкретные педагогические условия, специфические для разных сторон развития психики ребенка. В процессе обучения ученики овладевают знаниями и способами действий в разных учебных предметах.

Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющее в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Особенности возраста определяются совокупностью многих условий. Это и система требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его жизни, и сущность отношений с окружающими, и тип знаний и деятельности, которыми он овладевает и способы усвоения этих знаний.

В совокупность условий, определяющих специфику возраста, входят и особенности различных сторон физического развития ребенка (например, созревание определенных морфологических формообразующих образований в раннем возрасте, особенности перестройки организма в подростковом возрасте и т. д.).

Изменение условий жизни ребенка, форм воспитания и обучения является важнейшим фактором, определяющим смену возрастных периодов развития.

Дошкольный возраст:

1. Ранний возраст (до 3-х лет) – ясли.

2. Младший (группа детсада) – три года.

3. Средний (группа детсада) – четыре года.

4. Старший (группа детсада) – пять лет.

5. Подготовительная группа детсада – 6–7 лет.

Школьный возраст:

1. Младший (1 – 4 класс) – начальная школа – 7–10 лет;

2. Средний (5 – 9 класс) – средняя школа – 11–15 лет;

3. Старший (10 – 12 класс) – академический лицей или профессиональные колледжи – 16–18 лет.

В младшем дошкольном возрасте взрослый является для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игру, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность; выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Кризис аутентичности
Основной кризис аутентичности связан с окончанием биологического созревания, которое у человеческого индивида наступает в районе двадцати лет. Он жестко связан с прекращением индивидуального созревания и роста. Биологическое развитие окончено, наступает период зрелости, стабилизации, нормализации н ...

Сущность понятия «самостоятельная работа учащихся» как педагогического явления
В теоретическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы учащихся важно выделить сущность понятия самостоятельной работы учащихся на уроке как педагогического явления. Самостоятельность – приобретаемое качество личности, оно формируется по мере взросления личности при наличи ...

Состояние грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Проанализировав научно-педагогическую литературу по проблеме развития грамматического строя речи, мы поставили целью эксперимента– выявить особенности нарушения грамматического строя речи, а в частности словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием ре ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru