Важную роль в развитии теория детского коллектива сыграла идея коммунарского движения, которая начала активно проявляться в 70-е годы в практике школ и внешкольных объединений (Фрунзенская коммуна в Ленинграде, «Бригантина» в Чите, коммунарское движение в пионерском лагере «Орленок»). Во главе коммунарских объединений детей стояли талантливые педагоги И.П. Иванов, Ф.Я. Шапиро, М.Н. Ахметов и др. главную цель коммунарского движения видели в развитии коллективного самоуправления детей, их творческие инициативы, общественной направленности.
Детские коллективы создаются естественным путем из детей, объединенными поначалу внешними обстоятельствами, таковы класс, кружок, спортивная секция или команда. Вмести с тем, поскольку это происходит в образовательных учреждениях, есть возможность и необходимость сознательно создавать коллективы, управлять коллективо-образованием, что и рекомендует педагогическая наука учителям. Для того чтобы формировать коллективы, надо знать социально-психологические аспекты развитие малых групп, а также педагогическую сторону вопроса.
Исследователи показали в экспериментах и на практике, что даже за смену в детском лагере в отряде можно сформировать группу высокого уровня, для чего необходимо педагогическое руководство взрослых.
Вот например, А.С.Макаренко, выделяет три стадии развития коллектива, которые выделяются на основе такого признака, как требование педагога к воспитанникам. При этом требование в данном случае он понимал широко, как общий взгляд педагога на то, как надо жить и развиваться группе, будущему коллективу, воспитанникам. Он предлагал начинать воспитание коллектива путем предъявления искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования.
Опираясь на свой многолетний педагогический опыт, А.С.Макаренко подчеркивал, что « требования предъявляемые к личности, выражают и уважение к ее силам и возможностям».
Итак, главной задачей педагога и всего коллектива, становиться работа по созданию условий для личностного роста и развития каждого, для развития способностей. Педагог становится старшим другом, товарищем, другом, который увлекает ребят новыми перспективами, формирует убеждение и коллективное общественное мнение, регулирует поведение учащихся, тонко направляет деятельность коллектива, заботится о его воздействии на личность, корректирует программы самовоспитания каждого школьника. Без перспективы, движения вперед коллектив умирает.
С начала 20-х до 60-х гг. ХХ в. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-гг. интерес к коллективу проявился со стороны всех общественных наук: философии, социальной психологии, социологии, юриспруденции. Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности, т.е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.
Осознание многими учеными и учителями таких негативных последствий коллективистского воспитания, как зависимое положение личности от коллектива, создающее угрозу ее индивидуальности, невозможность сформировать подлинную нравственную свободу в условиях коллектива, снятие с ребенка напряжения личной ответственности, личного выбора, перенос их на коллективное принятие решений, коллективная безответственность и многое другое, до сих пор не стало основой для окончательного отказа от идеи коллективистского воспитания. Коллектив и сегодня продолжает оставаться «целью и средством» воспитания, не прекращаются попытки «гармонизации» коллектива и личности, активно ведутся поиски взаимосвязи религиозного влияния и гармонии коллектива с личностью.
Итак в 60гг. теория и практика коллективного воспитания получила развитие в опыте Фрунзенской коммуны (Ленинград), читинской «Бригантины», лагеря «Орленок» и других очень разных объединений коммунарского типа. Появилась коммунарская методика коллективных творческих дел. В основе жизнедеятельности детей были игры, фантазия, творчество. Коммунарский опыт в основном использовался при проведении массовых мероприятий в лагерях труда и отдыха, туристических походах, лагерных сборов.
Информация о ообразовании:
Виды детского труда
Труд в детском саду детей многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществляет их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на ...
Классификация занятий в ДОУ
В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста. Классификация занятий в ДОУ (по С.А. Козловой) Основание классификации Название 1. Дидактическая задача 1. Занятия усвоения новых знаний, умений; 2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и ...
Понятие, структура и
система образования в РФ
К сожалению, в современном мире большинство людей не достигают возможного уровня развития, и от этого очень много теряют сам человек, другие люди, государство, общество. Право на образование - основное и естественное право человека - имеет целью удовлетворение потребности человека в информации и не ...