Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского

Педагогическая деятельность Я.А. Коменского (1592-1670) протекала в эпоху грандиозных общественных столкновений, в ходе которых происходили революционные изменения в духовной культуре, пересматривалась концепция человека и мира.

Выходец из семьи члена общины «чешских братьев», Я.А. Коменский получил начальное образование в братской школе. Блестяще закончив латинскую (среднюю) школу, в дальнейшем он приобрёл наилучшее для своего времени образование. Так как он пошел в эту школу уже в достаточно зрелом возрасте (ему было уже 16 лет), то смог серьезно и самостоятельно оценить ее достоинства и недостатки. И хотя латинские школы считались передовыми, но и они были проникнуты схоластически-догматическим духом. Впоследствии годы, проведенные в этой школе, Коменский во многом считал потерянным временем. Он на себе испытал полную непригодность системы воспитания и обучения, и у него уже тогда зародилась мысль о необходимости улучшить дело народного образования. В дальнейшем эта идея стала девизом его жизни.

В Пражском Карловом, Герборнском и Гейдельбергском универитетах Я.А. Коменский изучает творчество античных мыслителей, знакомится с идеями выдающихся гуманистов и философов своего времени. Коменский приобретает известность как талантливый студент и становится исследователем во многих отраслях знания. Большую роль в его творческих успехах сыграл его учитель - профессор Альстред.

Альстред придерживался прогрессивных взглядов на значение науки. Он считал, что изучение природы должно служить на благо человека, и происходить с помощью наблюдения и опытов. Совокупность многих опытов создает индукцию, являющуюся матерью науки. Эти передовые для своего времени идеи оказали сильное влияние на взгляды Коменского.

После путешествия по Европе в 1614 г. Я.А. Коменский возвращается в Чехию, где принимает пост руководителя латинской школы, которую ранее сам закончил. Большие изменения ввел Коменский в организацию школьной работы. Он стремился усовершенствовать процесс обучения, сделать его привлекательным для детей, возбуждающим у них интерес к знаниям. Поэтому он нарушал все каноны тогдашней школьной жизни: широко использовал наглядность, водил учеников на прогулки, знакомил их с реальной жизнью.

Спустя четыре года он переезжает в Фульпек, где возглавляет школу.

Начавшаяся в 1618 г. тридцатилетняя война в Европе навсегда прерывает сравнительно спокойную педагогическую деятельность Я.А. Коменского. В результате репрессий, которым подверглись протестанты со стороны католической церкви и габсбургской монархии, община «чешских братьев» принуждена была покинуть родину. В 1628 г. Я.А. Коменский начал жизнь скитальца. Вместе с общиной он перебирается в Лешно (Польша), где находился с перерывами около двадцати восьми лет. За эти годы Я.А. Коменский посетил Англию, Швейцарию, Венгрию, Нидерланды.

В Лешно Я.А. Коменский закончил одно из своих наиболее крупных педагогических сочинений – «Великую дидактику». Им был написан и ряд школьных учебников, в которых он ставил перед собой задачу дать детям целостную картину мира.

Будучи в Венгрии, Я.А. Коменский издаёт ряд педагогических сочинений.

Там Коменский окончил свой замечательный труд «Мир чувственных вещей в картинках» (1658). Этот учебник важен тем, что в нём последовательно реализован принцип наглядности, в нём иллюстрации использовались в качестве дидактического средства, облегчающего усвоение учебного материала. Этот учебник выдержал бессчетное число изданий на всевозможных языках, а переработанные варианты его использовались в европейских школах вплоть до конца XIX века.

Последние годы жизни Я.А. Коменский проводит в Амстердаме. В Голландии ему удалось издать многие свои труды. Так, в 1657 г. в составе дидактических трудов Я.А. Коменского впервые увидела свет на латинском языке «Великая дидактика».


Информация о ообразовании:

Обучение математике
Рассмотрим принципы развивающего обучения, реализованные в учебнике по математике - Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. "Математика" Учебник в 2-х ч. И Аргинская И.И., Бененсон Е.П. "Математические игры". Тетрадь. В Тетради игровой материал предназначен для формирования и ...

Взаимодействие доу с неполными семьями в современных социально-экономических условиях
Российская система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Однако в новых социально-экономических условиях перехода к рыночным отношениям, с одной стороны, возникла ситуация сокращения сети ДОУ, уменьшения бюджетного финансирования на их развитие. С друго ...

Методические рекомендации к проведению занятий элективного курса «Геометрические построения на плоскости»
элективный математика геометрический плоскость Методические рекомендации по обучению решению задач на построение Как и в каком месте курса геометрии следует знакомить учащихся с общей схемой решения задач на построение? Здесь возникает два различных методических вопроса. Первый из них – это вопрос ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru