Анализ проведения урока русского языка

Страница 1

В качестве примера проанализируем проведение урока русского языка в 4 классе. Провести наблюдение за тем, что происходит с детьми, когда организуется естественное жизнедеятельностное пространство и поддерживается, принимается любое аутентичное проявление ребёнка на уроке.

Урок посвящён самой традиционной теме «Словарные слова» и проходил с целью выяснения насколько дети уяснили тему и могут ли использовать знаниями по ней самостоятельно и практически. Название темы не предвещало ничего экстраординарного, тем удивительнее оказалось то, что происходило на уроке.

Учитель постоянно провоцировал детей на самостоятельные размышления, анализ, сравнения, задавая вопросы и обращаясь с просьбами типа: «Как понять…?», «Что объединяет…?», «Докажи…», «Помогите разобраться…», «На какие группы можно разделить…?», «Сформулируйте сами». Рассматривая все варианты ответов детей, учитель не отверг ни единого мнения, даже если оно казалось ошибочным. Например, Вика, определяя спряжение глагола, пыталась вспомнить правило, но всё время путалась. В такой ситуации на традиционном уроке чаще всего происходит следующее: «Нет, неправильно. Ты не выучила правило. Садись (а ещё хуже – «Садись. Два»)». Здесь же такого просто не могло быть.

Учитель просил порассуждать и попытаться объяснить своими словами, аргументировать свои рассуждения, брал что-то под сомнения, провоцируя каждого ребенка сознательно доказывать свою правоту. В процесс были вовлечены все, несмотря на то, что каждый выполнял какую-то свою задачу. Возник спор, затем дискуссия. Полина встала на защиту Вики: «Но ведь она назвала спряжение правильно, просто перепутала букву». Этой реплики оказалось достаточно, чтобы Вику посетило в буквальном смысле озарение: «Я всё теперь поняла! Так вот где, оказывается, я ошиблась!»

В классе царит воодушевление от того, что еще одна задачка решена и решена самими детьми. В это время Алёша, работающий у доски, допускает ошибки. Учитель даже не пытается его исправлять, а обращается к комментариям детей. Все живо откликаются, никто не боится сказать что-то не так. Учитель и учащиеся – партнёры и пытаются дойти до истины совместными усилиями. Кипит настоящая жизнь!

Трудно представить, что на уроке русского языка, где главенствуют грамматические правила, могут возникать такие дискуссии, споры и свои открытия. Задания на доске даны в логике рассуждения, дети постоянно движутся в понимании того, что им ещё предстоит доказывать и определять.

Слышится голос всё той же защитницы Полины: «Ну, я не знаю как точно, но, мне кажется…». Учитель просит детей вспомнить всё, что они знают по этому вопросу и определить, права ли Полина, просит самих сформулировать правило, не давая никаких своих формулировок и не претендуя быть единственным полноправным хозяином на уроке.

Только теперь, когда проделана такая кропотливая работа мысли и услышаны множество разных правил одного и того же явления, учитель предлагает детям посмотреть, как же автор учебника определяет этот феномен. Однако, даже в этой ситуации полной определённости, учитель не говорит о том, что вот именно так и должно звучать правило. Он просит детей прокомментировать его и выразить своё мнение. Возникает множество суждений, которые тут же подкрепляются различными примерами.

Понимают ли дети, что знания, добытые только что ими самими теоретически, уже живут живой жизнью, реализуются практически. Да это и не важно. В том и состоит естественность образовательного процесса. В любой момент, когда возникает затруднение, учитель спешит за помощью к детям, которые, в свою очередь, чувствуя, что в них нуждаются, что они тут главные, что всё происходит ради них, рассыпаются аутентичными суждениями, принимают аутентичные решения, проявляют себя естественно, аутентично.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Характеристика проявления скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности волейболиста
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечением оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая ...

Основные признаки наличия у учащихся познавательного интереса
Выделяют три группы критериев (признаков) наличия у учащихся познавательного интереса : специфические для интереса особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся в процессе учебной деятельности на уроке ; особенности поведения и деятельности учащихся, возникающие под влиянием интереса ...

Оптимальные сроки начала обучения
Из работы «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением» Известно, что обучение должно быть приноровлено к определенным возрастным этапам, которые проходит ребенок в умственном развитии. Нельзя начать обучать арифметике как трех-, так и двенадцатилетнего ребенка. Наилучший возраст дл ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru