Восприятие как деятельность

Страница 1

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное воспитание, богаче становятся переживания.

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяется общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, то есть развитие художественно-творческих способностей детей.

Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой следующие задачи:

1) развивать музыкальность ребёнка;

2) обучать детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам; воспитать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку;

3) развивать художественно-творческие способности.

Музыкальность – ценное качество, заключающееся в единстве двух сторон:

− эмоциональной отзывчивости – умения переживать музыкальное произведение в связи с его образным содержанием;

− развития музыкального восприятия и музыкальных способностей, обеспечивающих детям возможность более тонкого дифференцированного слышания, различие главных компонентов в звуковой ткани произведения.

Каждое поколение педагогов-музыкантов обращается к проблеме развития восприятия музыки дошкольниками и вносит в её решение что-то новое, ранее не известное. Неизменным остаётся желание связать эту проблему с традициями отечественного музыкального образования, всегда уделявшего особое внимание хоровому пению как активной форме восприятия, приобщения детей к художественно-нравственным ценностям.

Если обратиться к прошлому, то нетрудно заметить, что хоровое пение выполняло, прежде всего, религиозно-нравственную функцию. После 1917 г., и особенно в 30-е годы, хоровое пение оказалось в центре внимания музыкальной общественности. В связи с этим вопросы, связанные с обучением хоровому пению, стали играть доминирующую роль в идеологическом воспитании дошкольников. Хоровое пение явилось основой музыкального воспитания.

Вместе с тем, начиная с 20-х годов, выдающиеся музыканты-педагоги (Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсов, В.Г. Каратыгин, О.Л. Апраксина, Н.А. Гродзенская и др.), подчёркивая культурно-просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение придавали развитию восприятия музыки детьми. Уже в первых школьных программах достаточно гармонично решался вопрос о единстве исполнения, слушания музыки и музыкального творчества детей, ставилась задача «дать воспитанникам умение сознательно слушать, понимать и творить музыку и умение самим участвовать в совместном хоровом исполнении музыки». Следовательно, слушанию музыки должно быть отведено место на всех ступенях обучения музыке. Одновременно признавалось значение музыкального творчества: «Творчество для ребёнка проще и легче знаний, и без этого простого умения – не искусно, а как кто может, говорить на музыкальном языке – музыка не может стать по-настоящему родным, своим языком». По сути, речь шла о развития восприятия музыки детьми в единстве исполнения, слушания и творчества.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Методика обучения сочинению-повествованию
Программа по развитию речи для пятого класса предполагает обучение рассказу и особенностям его построения, при этом учитывается, что составление рассказа по картине труднее для детей, чем её описание. Составляя рассказ, учащийся должен домыслить, вообразить в соответствии с сюжетом картины то, что ...

Психолого-педагогические проблемы профильного обучения
План-график введения профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации, который должен начаться с 2006-07 учебного года, а с 2005-06 учебного года – введение предпро ...

Общие принципы разработки и реализации игровых программ оздоровительно-коррекционной направленности
При включении игровых технологий в контекст оздоровительной работы в начальной школе, представляется возможным сформулировать ряд общих принципов, которыми необходимо руководствоваться взрослым: - строгая индивидуализация двигательной активности детей при планировании игровых оздоровительно – корре ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru