Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное воспитание, богаче становятся переживания.
Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию.
Задачи и содержание музыкального воспитания определяется общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, то есть развитие художественно-творческих способностей детей.
Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой следующие задачи:
1) развивать музыкальность ребёнка;
2) обучать детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам; воспитать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку;
3) развивать художественно-творческие способности.
Музыкальность – ценное качество, заключающееся в единстве двух сторон:
− эмоциональной отзывчивости – умения переживать музыкальное произведение в связи с его образным содержанием;
− развития музыкального восприятия и музыкальных способностей, обеспечивающих детям возможность более тонкого дифференцированного слышания, различие главных компонентов в звуковой ткани произведения.
Каждое поколение педагогов-музыкантов обращается к проблеме развития восприятия музыки дошкольниками и вносит в её решение что-то новое, ранее не известное. Неизменным остаётся желание связать эту проблему с традициями отечественного музыкального образования, всегда уделявшего особое внимание хоровому пению как активной форме восприятия, приобщения детей к художественно-нравственным ценностям.
Если обратиться к прошлому, то нетрудно заметить, что хоровое пение выполняло, прежде всего, религиозно-нравственную функцию. После 1917 г., и особенно в 30-е годы, хоровое пение оказалось в центре внимания музыкальной общественности. В связи с этим вопросы, связанные с обучением хоровому пению, стали играть доминирующую роль в идеологическом воспитании дошкольников. Хоровое пение явилось основой музыкального воспитания.
Вместе с тем, начиная с 20-х годов, выдающиеся музыканты-педагоги (Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсов, В.Г. Каратыгин, О.Л. Апраксина, Н.А. Гродзенская и др.), подчёркивая культурно-просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение придавали развитию восприятия музыки детьми. Уже в первых школьных программах достаточно гармонично решался вопрос о единстве исполнения, слушания музыки и музыкального творчества детей, ставилась задача «дать воспитанникам умение сознательно слушать, понимать и творить музыку и умение самим участвовать в совместном хоровом исполнении музыки». Следовательно, слушанию музыки должно быть отведено место на всех ступенях обучения музыке. Одновременно признавалось значение музыкального творчества: «Творчество для ребёнка проще и легче знаний, и без этого простого умения – не искусно, а как кто может, говорить на музыкальном языке – музыка не может стать по-настоящему родным, своим языком». По сути, речь шла о развития восприятия музыки детьми в единстве исполнения, слушания и творчества.
Информация о ообразовании:
Школы повышенного образования
Учебные заведения повышенного общего образования XV - первой трети XVII в. генетически так или иначе были связаны с предшествующими городскими и церковными школами. Городские (латинские) школы возникали в связи с развитием в Европе торговли и промышленности. В XV в. городские школы существовали во ...
Упражнения для выработки орфографической зоркости
Во время обучающего диктанта, творческой работы (изложения, сочинения) учащимся дано право пропускать орфограммы, которые вызывают сомнения. При этом они карандашом делают пометки на полях в виде вопроса на той строке, где допущен пропуск. Учитель в ходе работы помогает разрешить эти вопросы. Такой ...
Особенности программирования в среде Scratch
Scratch – среда программирования, появившаяся относительно недавно, даёт возможность учащимся младшего и среднего школьного возраста создавать игры, фильмы, анимированные истории и многое другое. Программа Scratch в объектно-ориентированной среде «собирается» из разноцветных блоков команд так же, к ...