Восприятие как деятельность

Страница 1

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное воспитание, богаче становятся переживания.

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяется общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, то есть развитие художественно-творческих способностей детей.

Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой следующие задачи:

1) развивать музыкальность ребёнка;

2) обучать детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам; воспитать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку;

3) развивать художественно-творческие способности.

Музыкальность – ценное качество, заключающееся в единстве двух сторон:

− эмоциональной отзывчивости – умения переживать музыкальное произведение в связи с его образным содержанием;

− развития музыкального восприятия и музыкальных способностей, обеспечивающих детям возможность более тонкого дифференцированного слышания, различие главных компонентов в звуковой ткани произведения.

Каждое поколение педагогов-музыкантов обращается к проблеме развития восприятия музыки дошкольниками и вносит в её решение что-то новое, ранее не известное. Неизменным остаётся желание связать эту проблему с традициями отечественного музыкального образования, всегда уделявшего особое внимание хоровому пению как активной форме восприятия, приобщения детей к художественно-нравственным ценностям.

Если обратиться к прошлому, то нетрудно заметить, что хоровое пение выполняло, прежде всего, религиозно-нравственную функцию. После 1917 г., и особенно в 30-е годы, хоровое пение оказалось в центре внимания музыкальной общественности. В связи с этим вопросы, связанные с обучением хоровому пению, стали играть доминирующую роль в идеологическом воспитании дошкольников. Хоровое пение явилось основой музыкального воспитания.

Вместе с тем, начиная с 20-х годов, выдающиеся музыканты-педагоги (Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсов, В.Г. Каратыгин, О.Л. Апраксина, Н.А. Гродзенская и др.), подчёркивая культурно-просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение придавали развитию восприятия музыки детьми. Уже в первых школьных программах достаточно гармонично решался вопрос о единстве исполнения, слушания музыки и музыкального творчества детей, ставилась задача «дать воспитанникам умение сознательно слушать, понимать и творить музыку и умение самим участвовать в совместном хоровом исполнении музыки». Следовательно, слушанию музыки должно быть отведено место на всех ступенях обучения музыке. Одновременно признавалось значение музыкального творчества: «Творчество для ребёнка проще и легче знаний, и без этого простого умения – не искусно, а как кто может, говорить на музыкальном языке – музыка не может стать по-настоящему родным, своим языком». По сути, речь шла о развития восприятия музыки детьми в единстве исполнения, слушания и творчества.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Система коррекционной работы с учащимися, имеющими недостатки речи
Целенаправленное формирование связной устной и письменной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Общие принципы обучения — построение занятий в соответствии с возрастными особенностями д ...

Принципы обучения, применяемые учителем при проведении лабораторно-практических работ по экономике
Дидактика опирается главным образом на следующие прин­ципы обучения: научности, систематичности, связи теории с практикой, сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения ин­дивидуального и коллективного. Все эти принципы обучения взаимосвязан ...

Лечение и профилактика глухонемоты
Поскольку поражение слуха при глухонемоте является, как правило, результатом врожденного недоразвития органа слуха или завершенных патологических процессов, сопровождающихся гибелью его нервных элементов, лечение глухонемоты малоэффективно. При текущем патологическом процессе в органе слуха проводя ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru