Восприятие как деятельность

Страница 1

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное воспитание, богаче становятся переживания.

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяется общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, то есть развитие художественно-творческих способностей детей.

Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой следующие задачи:

1) развивать музыкальность ребёнка;

2) обучать детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам; воспитать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку;

3) развивать художественно-творческие способности.

Музыкальность – ценное качество, заключающееся в единстве двух сторон:

− эмоциональной отзывчивости – умения переживать музыкальное произведение в связи с его образным содержанием;

− развития музыкального восприятия и музыкальных способностей, обеспечивающих детям возможность более тонкого дифференцированного слышания, различие главных компонентов в звуковой ткани произведения.

Каждое поколение педагогов-музыкантов обращается к проблеме развития восприятия музыки дошкольниками и вносит в её решение что-то новое, ранее не известное. Неизменным остаётся желание связать эту проблему с традициями отечественного музыкального образования, всегда уделявшего особое внимание хоровому пению как активной форме восприятия, приобщения детей к художественно-нравственным ценностям.

Если обратиться к прошлому, то нетрудно заметить, что хоровое пение выполняло, прежде всего, религиозно-нравственную функцию. После 1917 г., и особенно в 30-е годы, хоровое пение оказалось в центре внимания музыкальной общественности. В связи с этим вопросы, связанные с обучением хоровому пению, стали играть доминирующую роль в идеологическом воспитании дошкольников. Хоровое пение явилось основой музыкального воспитания.

Вместе с тем, начиная с 20-х годов, выдающиеся музыканты-педагоги (Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсов, В.Г. Каратыгин, О.Л. Апраксина, Н.А. Гродзенская и др.), подчёркивая культурно-просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение придавали развитию восприятия музыки детьми. Уже в первых школьных программах достаточно гармонично решался вопрос о единстве исполнения, слушания музыки и музыкального творчества детей, ставилась задача «дать воспитанникам умение сознательно слушать, понимать и творить музыку и умение самим участвовать в совместном хоровом исполнении музыки». Следовательно, слушанию музыки должно быть отведено место на всех ступенях обучения музыке. Одновременно признавалось значение музыкального творчества: «Творчество для ребёнка проще и легче знаний, и без этого простого умения – не искусно, а как кто может, говорить на музыкальном языке – музыка не может стать по-настоящему родным, своим языком». По сути, речь шла о развития восприятия музыки детьми в единстве исполнения, слушания и творчества.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Организация элективных курсов по математике
В настоящее время предлагается проводить элективные курсы начиная с 7 класса профильной школы. Создаётся группа учащихся из параллельных классов, возможно так же создание объединённых групп из учеников последовательных классов. Для успешного проведения элективного курса необходимо, по возможности, ...

Пластическое интонирование
Интонационное постижение музыки сопоставимо с действенным анализом в системе К.С. Станиславского, направленным на раскрытие творческой природы актёра. Первая ступень восприятия музыкального образа ребёнком связана, прежде всего, с анализом своего переживания. Дети не путем вербализации, а через акт ...

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Согласно взглядам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности . Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Г.С. Ком ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru