Восприятие как деятельность

Страница 3

Улучшение работы О.А. Апраксина, прежде всего, связывала с развитием художественного потенциала ребёнка, способности воспринимать музыку. Однако практическое решение этой задачи сдерживалось организацией урока по видам деятельности, содержательным наполнением программы по-прежнему оставались отдельные виды деятельности.

Появившаяся в 1973 г. музыкально-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского фактически была ответом на поставленные временем вопросы. Вслед за ведущими деятелями музыкального воспитания младших школьников, он выдвигает принципиальную установку на то, что музыкальные занятия должны решать, прежде всего, задачи эстетического развития детей, и что успехи в хоровом обучении и в эстетическом воспитании – это нечто разное. В связи с этим прозвучал призыв отказаться от противопоставления «музыки» и «пения». Впервые развитию восприятия было придано значение основы музыкальной деятельности.

Постижение любого музыкального произведения на занятии оказалось связанным с решением общей цели, сверхзадачи – «музыка и жизнь», – воспитанием музыкальной культуры детей в целом. Перед музыкальным руководителем были поставлены задачи – научить детей воспринимать музыку, а значит, понимать её, размышлять о ней, не просто слушать, а слышать, быть активным, деятельным по отношению к ней.

В психологии термин «восприятие» трактуется как деятельность, которая определяется мотивом, а конкретные его проявления (действия, операции) обусловлены целью и условиями их осуществления (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Именно в русле такой трактовки программа Д.Б. Кабалевского предполагает, что любая из форм музыкальной активности детей направлена на развитие восприятия музыки в её жизненных связях и отношениях. Оценивая программу, многие музыканты-педагоги сочли, что в ней принижено значение хорового пения, и ориентирована она лишь на слушание музыки.

Между тем Д.Б. Кабалевский неоднократно раскрывал своё отношение к хоровому пению как прекрасному искусству и не раз подчёркивал, что музыкальное занятие не может обойтись без пения, но независимо от того, в какой форме дети общаются с музыкой, перед ними всегда должны стоять художественно-содержательные цели.

Качество исполнения становится показателем уровня развития восприятия. Не случайно выдающиеся педагоги-музыканты прошлого и настоящего видели в восприятии основу профессиональной подготовки исполнителей.

Страницы: 1 2 3 


Информация о ообразовании:

Общие характеристики младшего школьного возраста
У детей младшего школьного возраста (начальная школа, 1 − 4 классы) по сравнению с дошкольниками основным видом деятельности является учение. Смена основных видов деятельности влияет и на изменение психического развития ребенка. Как и всякий переходный возраст, этот возраст богат скрытыми воз ...

Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе
Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединени ...

Профессиональные деформации педагогов
Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора педагогической профессии. Это, как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению. В современной пед ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru