Восприятие как деятельность

Страница 2

Методы интонационного анализа, разрабатываемые сегодня, во многом перекликаются с методами и приёмами, которые провозглашались ещё в 20-е годы. А.А. Шеншин писал о том, что практические приёмы вовлечения аудитории в живую беседу рождаются на месте, важно хорошо знать детей и чутко прислушиваться к их настроению. Отсюда программы занятий должны быть, с одной стороны, очень яркими, с другой – очень гибкими. «Первая задача, – по мнению А.А. Шеншина, – заставить ребёнка вслушаться в самого себя, в то, как произведение звучит в нём, а не только вне его, и осознать это непосредственное ощущение, связать динамику внешнего звукового движения с динамикой движений психических».

Музыкальный руководитель ни в коем случае не должен навязывать слушателям своих образов, своего толкования, не должен ни отвлекать, ни направлять никуда их внимания, предоставив их целиком самой музыке: поэтому не нужно не только каких-либо вступительных пояснений, но даже названия произведений правильно сообщать после прослушивания и беседы. Крайне осторожно нужно прибегать и к наводящим вопросам, поскольку они до известной степени мешают самостоятельности отвечающих. Преподаватель должен вызвать на разговор аудиторию не словами, а музыкой.

Идей о том, что с детьми надо разговаривать музыкой, не подавляя их стремление самим разобраться в художественном произведении, находит своё развитие в современной практике. Однако к 30-м годам восприятие как сфера художественно-творческой деятельности воспитанников уходит из поля зрения педагогов. Постепенно главенствующее место на музыкальном занятии стало занимать хоровое пение, связанное прежде всего, с формированием вокально-хоровых навыков. Слушание музыки, направленное на развитие восприятия, превратилось в один из разделов программы, освоение которого занимало минимальную часть времени на занятии.

Вместе с тем, очевидно, что проблема развития музыкального восприятия значительно шире. Её решение возможно лишь в гармоничном единстве всех форм музыкальной деятельности на занятии, которые, в свою очередь, не могут состояться и быть полноценными вне восприятия-переживания, восприятия-мышления.

Отожествление «восприятия» со «слушанием» музыки ведёт к формализации занятия. Разделение музыкального искусства в программах обучения на музыку и пение связано с давней традицией. А.Б. Гольденвейзер считал это противопоставление классическим, «весьма значительным и отнюдь не случайным» .

Возникло несоответствие между задачами певческого воспитания и музыкально-эстетического образования, поскольку первое не могло охватить всего того многообразия художественных явлений, которое свойственно музыкальному искусству в целом. Это отрицательно сказывалось на самом хоровом пении.

В 1965 г. появилась программа «Музыка» – проект, разработанный под руководством О.А. Апраксиной, в котором была предпринята попытка обосновать целостный подход к уроку музыки. О.А. Апраксина писала, что правильно организованным процессом музыкального воспитания является такой процесс, в который входит воспитание эстетического отношения к музыке через воспитание навыков эстетического восприятия её. Она называла три причины неудовлетворительного состояния музыкального воспитания. Это – несовершенство программ, неразработанность методов и недостаточная подготовка педагога-музыканта.

О.А. Апраксина подчёркивала, что ни обучение музыкальным навыкам, ни приобретение знаний в музыкальной области не должны рассматриваться как самоцель: «только тогда, когда все поиски, усилия и достижения будут вливаться в единое русло – в единую систему, можно ожидать улучшения работы, как в детском образовательном учреждении, так и в других учреждениях».

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Задачи на совместную работу
При решении этих задач нужно выяснить с учащимися, что возможны два случая: объем выполненной работы известен; объем выполненной работы неизвестен. Первые задачи удобно решать, используя таблицы. Пример. Два токаря вместе изготовили 350 деталей. Первый токарь делал в день 40 деталей и работал 5 дне ...

Использование строительно-конструктивной игры как средство формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста
Игра-это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: цели, мотивы, средства реализации, планомерные действия и результат. Игра любого вида протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего ...

О мероприятиях по введению предпрофильного и профильного обучения в системе города
Приказ Главного управления образования Управы г. Тулы №438-а от 10. 06. 2004 г. В соответствии с Концепциями модернизации Российского образования на период до 201-г. и профильного обучения на старшей ступени общего образования, приказом МО РФ 32757 от 26. 06. 2003 г. «О введении профильного обучени ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru