Методы интонационного анализа, разрабатываемые сегодня, во многом перекликаются с методами и приёмами, которые провозглашались ещё в 20-е годы. А.А. Шеншин писал о том, что практические приёмы вовлечения аудитории в живую беседу рождаются на месте, важно хорошо знать детей и чутко прислушиваться к их настроению. Отсюда программы занятий должны быть, с одной стороны, очень яркими, с другой – очень гибкими. «Первая задача, – по мнению А.А. Шеншина, – заставить ребёнка вслушаться в самого себя, в то, как произведение звучит в нём, а не только вне его, и осознать это непосредственное ощущение, связать динамику внешнего звукового движения с динамикой движений психических».
Музыкальный руководитель ни в коем случае не должен навязывать слушателям своих образов, своего толкования, не должен ни отвлекать, ни направлять никуда их внимания, предоставив их целиком самой музыке: поэтому не нужно не только каких-либо вступительных пояснений, но даже названия произведений правильно сообщать после прослушивания и беседы. Крайне осторожно нужно прибегать и к наводящим вопросам, поскольку они до известной степени мешают самостоятельности отвечающих. Преподаватель должен вызвать на разговор аудиторию не словами, а музыкой.
Идей о том, что с детьми надо разговаривать музыкой, не подавляя их стремление самим разобраться в художественном произведении, находит своё развитие в современной практике. Однако к 30-м годам восприятие как сфера художественно-творческой деятельности воспитанников уходит из поля зрения педагогов. Постепенно главенствующее место на музыкальном занятии стало занимать хоровое пение, связанное прежде всего, с формированием вокально-хоровых навыков. Слушание музыки, направленное на развитие восприятия, превратилось в один из разделов программы, освоение которого занимало минимальную часть времени на занятии.
Вместе с тем, очевидно, что проблема развития музыкального восприятия значительно шире. Её решение возможно лишь в гармоничном единстве всех форм музыкальной деятельности на занятии, которые, в свою очередь, не могут состояться и быть полноценными вне восприятия-переживания, восприятия-мышления.
Отожествление «восприятия» со «слушанием» музыки ведёт к формализации занятия. Разделение музыкального искусства в программах обучения на музыку и пение связано с давней традицией. А.Б. Гольденвейзер считал это противопоставление классическим, «весьма значительным и отнюдь не случайным» .
Возникло несоответствие между задачами певческого воспитания и музыкально-эстетического образования, поскольку первое не могло охватить всего того многообразия художественных явлений, которое свойственно музыкальному искусству в целом. Это отрицательно сказывалось на самом хоровом пении.
В 1965 г. появилась программа «Музыка» – проект, разработанный под руководством О.А. Апраксиной, в котором была предпринята попытка обосновать целостный подход к уроку музыки. О.А. Апраксина писала, что правильно организованным процессом музыкального воспитания является такой процесс, в который входит воспитание эстетического отношения к музыке через воспитание навыков эстетического восприятия её. Она называла три причины неудовлетворительного состояния музыкального воспитания. Это – несовершенство программ, неразработанность методов и недостаточная подготовка педагога-музыканта.
О.А. Апраксина подчёркивала, что ни обучение музыкальным навыкам, ни приобретение знаний в музыкальной области не должны рассматриваться как самоцель: «только тогда, когда все поиски, усилия и достижения будут вливаться в единое русло – в единую систему, можно ожидать улучшения работы, как в детском образовательном учреждении, так и в других учреждениях».
Информация о ообразовании:
Сущность воспитания и его закономерности
Сущность воспитания. Воспитание – целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию обучающихся, вхождению личности в контакт с современной культурой, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни человека. В процессе воспитания ...
Кризис института семьи и
брака
Развод - это расторжение брака при жизни обоих супругов в органах записи актов гражданского состояния или, в особо предусмотренных законодательством случаях, по решению суда. Развод производится по заявлению одного, или обоих, или по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным. Зако ...
Особенности социальной среды современного села
Сельская среда представляет собой особый мир. Для села характерны однообразие жизни, скудность информации, стабильность социальных норм, значительно меньшая по сравнению с городом социальная дифференцированность и мобильность. Ограниченное число образцов поведения, недостаточное развитие коммуникац ...