Восприятие как деятельность

Страница 2

Методы интонационного анализа, разрабатываемые сегодня, во многом перекликаются с методами и приёмами, которые провозглашались ещё в 20-е годы. А.А. Шеншин писал о том, что практические приёмы вовлечения аудитории в живую беседу рождаются на месте, важно хорошо знать детей и чутко прислушиваться к их настроению. Отсюда программы занятий должны быть, с одной стороны, очень яркими, с другой – очень гибкими. «Первая задача, – по мнению А.А. Шеншина, – заставить ребёнка вслушаться в самого себя, в то, как произведение звучит в нём, а не только вне его, и осознать это непосредственное ощущение, связать динамику внешнего звукового движения с динамикой движений психических».

Музыкальный руководитель ни в коем случае не должен навязывать слушателям своих образов, своего толкования, не должен ни отвлекать, ни направлять никуда их внимания, предоставив их целиком самой музыке: поэтому не нужно не только каких-либо вступительных пояснений, но даже названия произведений правильно сообщать после прослушивания и беседы. Крайне осторожно нужно прибегать и к наводящим вопросам, поскольку они до известной степени мешают самостоятельности отвечающих. Преподаватель должен вызвать на разговор аудиторию не словами, а музыкой.

Идей о том, что с детьми надо разговаривать музыкой, не подавляя их стремление самим разобраться в художественном произведении, находит своё развитие в современной практике. Однако к 30-м годам восприятие как сфера художественно-творческой деятельности воспитанников уходит из поля зрения педагогов. Постепенно главенствующее место на музыкальном занятии стало занимать хоровое пение, связанное прежде всего, с формированием вокально-хоровых навыков. Слушание музыки, направленное на развитие восприятия, превратилось в один из разделов программы, освоение которого занимало минимальную часть времени на занятии.

Вместе с тем, очевидно, что проблема развития музыкального восприятия значительно шире. Её решение возможно лишь в гармоничном единстве всех форм музыкальной деятельности на занятии, которые, в свою очередь, не могут состояться и быть полноценными вне восприятия-переживания, восприятия-мышления.

Отожествление «восприятия» со «слушанием» музыки ведёт к формализации занятия. Разделение музыкального искусства в программах обучения на музыку и пение связано с давней традицией. А.Б. Гольденвейзер считал это противопоставление классическим, «весьма значительным и отнюдь не случайным» .

Возникло несоответствие между задачами певческого воспитания и музыкально-эстетического образования, поскольку первое не могло охватить всего того многообразия художественных явлений, которое свойственно музыкальному искусству в целом. Это отрицательно сказывалось на самом хоровом пении.

В 1965 г. появилась программа «Музыка» – проект, разработанный под руководством О.А. Апраксиной, в котором была предпринята попытка обосновать целостный подход к уроку музыки. О.А. Апраксина писала, что правильно организованным процессом музыкального воспитания является такой процесс, в который входит воспитание эстетического отношения к музыке через воспитание навыков эстетического восприятия её. Она называла три причины неудовлетворительного состояния музыкального воспитания. Это – несовершенство программ, неразработанность методов и недостаточная подготовка педагога-музыканта.

О.А. Апраксина подчёркивала, что ни обучение музыкальным навыкам, ни приобретение знаний в музыкальной области не должны рассматриваться как самоцель: «только тогда, когда все поиски, усилия и достижения будут вливаться в единое русло – в единую систему, можно ожидать улучшения работы, как в детском образовательном учреждении, так и в других учреждениях».

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Кризис аутентичности
Основной кризис аутентичности связан с окончанием биологического созревания, которое у человеческого индивида наступает в районе двадцати лет. Он жестко связан с прекращением индивидуального созревания и роста. Биологическое развитие окончено, наступает период зрелости, стабилизации, нормализации н ...

Сравнительный анализ представления о стиле межличностных отношений психолога с самооценкой собственного стиля межличностных отношений у студентов 1 и 2 курсов
Сравнительный анализ производится для того, чтобы выявить расхождения в представлениях о стиле межличностных отношений психолога с самооценкой собственного стиля межличностных отношений у студентов. Сравнение расхождений в представлениях о стиле межличностных отношений психолога с самооценкой собст ...

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим
Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru