Кризис института семьи и брака

Развод - это расторжение брака при жизни обоих супругов в органах записи актов гражданского состояния или, в особо предусмотренных законодательством случаях, по решению суда. Развод производится по заявлению одного, или обоих, или по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным. Законодательство также устанавливает порядок расторжения брака и правила, регулирующие взаимоотношения после развода. Развод как социальный феномен изучается в праве, социологии и социальной психологии.

Разводимость - процесс распадения супружеских пар в поколении вследствие расторжения брака (развода). Брачность, овдовение и разводимость в совокупности составляют процесс воспроизводства брачной структуры населения.

Резкое снижение числа браков привело к тому, что число разводов в расчёте на 100 браков, заключённых в том же году, стало давать неверное представление о характере динамики разводимости и преувеличивать пропорцию между числом браков и разводов. Поэтому в современных условиях даже самый простой показатель - лучше характеризует динамику этого процесса, чем число разводов на 100 браков, заключённых в том же году.

Наконец, свою роль может сыграть и субъективное восприятие неизбежного в случае сожительства нарушения общепринятых социальных норм, которые пока ещё требуют наличия «штампа в паспорте». Сожители - это люди, которые, начав жить вместе, добровольно нарушают социальные нормы. Вступив в брак, они могут чувствовать себя менее обязанными сохранять брак в случае его неудачи, чем те, кто не имеют за плечами никакой истории нетрадиционного поведения.

Постоянный рост числа разводов на протяжении нескольких десятилетий породил в США мнение о кризисе семьи как социального института. Пик этого явления приходится на начало 70-х годов. Однако в конце 70-х наметился ренесанс семейных ценностей. Возникло так называемое просемейное движение. Сегодня большинство американских социологов перестали драматизировать ситуацию, и перешли к серьёзному анализу ситуации.

В России обсуждение проблемы кризиса института семьи пришлось на более поздний период. В 90-е годы многие специалисты в области социологии стали говорить о кризисе института семьи, подразумевая под ним неспособность выполнять те функции и ту роль, какую он призван и какую он выполнял всегда. Об этом свидетельствуют следующие факты:

1). Постоянное увеличение удельного веса матерей (на Западе и отцов) воспитывающих ребёнка без мужа (жены). По данным выборочной переписи 1994 г. в РФ, 20% семей с детьми несовершеннолетнего возраста были «неполными», преимущественно материнскими.

2). Рост числа родителей (отчимов, мачех, приёмных), не связанных с воспитываемым ребёнком биологическими узами. Вследствие, увеличения разводов и внебрачных рождений (19,6% всех детей в 1994 г. рождены вне брака) многие отцы (иногда матери) не проживают с детьми, причём некоторые из них являются «эпизодическими», а другие, не поддерживая никаких контактов с ребёнком, так и остаются только биологическими родителями.

3). Снижение брачности и рождаемости (в 1920 г. суммарный коэффициент рождаемости у российских женщин составлял в среднем 7,5 ребёнка, а в 1994 г.-1,4).

4). Как результат снижения рождаемости увеличивается число однодетных родителей.

5). Кризис отцовской воспитательной роли.

6). Увеличение числа разводов, брошенных детей и сирот.


Информация о ообразовании:

Этапы психокоррекционной работы по формированию адекватной самооценки детей с нарушением слуха посредством игры-драматизации
Формирующий этап работы проводился в период с 18 ноября 2005 г. по 14 апреля 2006 г. Целью психокоррекционной работы является: оптимизация самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством включения игры-драматизации в учебно-воспитательный процесс. Формирующий эксперимент состоял из трех ...

Центры социального обслуживания семьи и детей
В нашей стране в 1992 г. правительство принимает постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которая включает экономическую, пра­вовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Социальная политика относительно семьи и детей прояви ...

Особенности организации работы школьной библиотеки
Школьная библиотека – специфическая форма организации библиотечной работы, потому что она непосредственно тесно связана с конкретным учебным заведением, то есть школой, при которой эта библиотека функционирует. В связи с этим основная деятельность школьной библиотеки как раз и направляется на инфор ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru