Развод - это расторжение брака при жизни обоих супругов в органах записи актов гражданского состояния или, в особо предусмотренных законодательством случаях, по решению суда. Развод производится по заявлению одного, или обоих, или по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным. Законодательство также устанавливает порядок расторжения брака и правила, регулирующие взаимоотношения после развода. Развод как социальный феномен изучается в праве, социологии и социальной психологии.
Разводимость - процесс распадения супружеских пар в поколении вследствие расторжения брака (развода). Брачность, овдовение и разводимость в совокупности составляют процесс воспроизводства брачной структуры населения.
Резкое снижение числа браков привело к тому, что число разводов в расчёте на 100 браков, заключённых в том же году, стало давать неверное представление о характере динамики разводимости и преувеличивать пропорцию между числом браков и разводов. Поэтому в современных условиях даже самый простой показатель - лучше характеризует динамику этого процесса, чем число разводов на 100 браков, заключённых в том же году.
Наконец, свою роль может сыграть и субъективное восприятие неизбежного в случае сожительства нарушения общепринятых социальных норм, которые пока ещё требуют наличия «штампа в паспорте». Сожители - это люди, которые, начав жить вместе, добровольно нарушают социальные нормы. Вступив в брак, они могут чувствовать себя менее обязанными сохранять брак в случае его неудачи, чем те, кто не имеют за плечами никакой истории нетрадиционного поведения.
Постоянный рост числа разводов на протяжении нескольких десятилетий породил в США мнение о кризисе семьи как социального института. Пик этого явления приходится на начало 70-х годов. Однако в конце 70-х наметился ренесанс семейных ценностей. Возникло так называемое просемейное движение. Сегодня большинство американских социологов перестали драматизировать ситуацию, и перешли к серьёзному анализу ситуации.
В России обсуждение проблемы кризиса института семьи пришлось на более поздний период. В 90-е годы многие специалисты в области социологии стали говорить о кризисе института семьи, подразумевая под ним неспособность выполнять те функции и ту роль, какую он призван и какую он выполнял всегда. Об этом свидетельствуют следующие факты:
1). Постоянное увеличение удельного веса матерей (на Западе и отцов) воспитывающих ребёнка без мужа (жены). По данным выборочной переписи 1994 г. в РФ, 20% семей с детьми несовершеннолетнего возраста были «неполными», преимущественно материнскими.
2). Рост числа родителей (отчимов, мачех, приёмных), не связанных с воспитываемым ребёнком биологическими узами. Вследствие, увеличения разводов и внебрачных рождений (19,6% всех детей в 1994 г. рождены вне брака) многие отцы (иногда матери) не проживают с детьми, причём некоторые из них являются «эпизодическими», а другие, не поддерживая никаких контактов с ребёнком, так и остаются только биологическими родителями.
3). Снижение брачности и рождаемости (в 1920 г. суммарный коэффициент рождаемости у российских женщин составлял в среднем 7,5 ребёнка, а в 1994 г.-1,4).
4). Как результат снижения рождаемости увеличивается число однодетных родителей.
5). Кризис отцовской воспитательной роли.
6). Увеличение числа разводов, брошенных детей и сирот.
Информация о ообразовании:
Организация учебно-воспитательного процесса в Ришельевском лицее
В Одессе 19 века бурно развивалось промышленное производство. Это был город, который начали строить и развивать высокообразованные и культурные чиновники. В 1817 году в южном регионе России было решено создать весьма престижное учебное заведение закрытого типа – лицей. Назвали его в честь генерал-г ...
Практическое исследование по использованию произведений «Материнской
поэзии» в качестве средства воспитания ребенка раннего возраста
Исследование проводилось на базе МБДОУ №278 города Красноярска с детьми первой младшей группы (2 – 3 года). Список группы: Катя К. Вася Л. Рома К. Полина Р. Полина П. Настя П. Вика К. Вика Я. Рома П. Богдан К. Арина К. Лиза И. Даня Ф. Дима Ч. Влад В. Влад К. Даша Е. Юля С. Соня Л. Милана Х. Задача ...
Рисование в России XVIII века
До XVIII века основным методом обучения рисованию был копировальный метод. Как общеобразовательный предмет рисование в ту пору еще не получило широкого развития, оно начинает вводиться в учебные заведения только в начале XVIII века Укрепление могущества России, реформы Петра 1 вызвали общий подъем ...