Принципы построения обучающих программ по декоративно- прикладному творчеству

Статьи по педагогике » Принципы построения обучающих программ по народному художественному творчеству » Принципы построения обучающих программ по декоративно- прикладному творчеству

Страница 1

Декоративно-прикладное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием — народное искусство; и классика — памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.

В I–IV классах дети входят в увлекательный мир искусства, осваивая его целостно (здесь исключено деление на отдельные виды искусства) и во взаимосвязи с окружающей жизнью.

Программное содержание выстраивается вокруг трех сфер художественной деятельности: изобразительной, конструктивной и декоративно-прикладной, которые выступают в адаптированном для детей виде как Изображение, Постройка и Украшение (как характерные черты произведений искусства). Дети учатся видеть, различать в процессе восприятия произведений искусства работу Мастеров Постройки, Изображения, Украшения, элементы конструктивности, изобразительности, декоративности.

На первом этапе обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира.

На уроках в начальной школе дети встречаются с произведениями крестьянского искусства и народных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Так, например, в процессе изучения темы «Изображение и фантазия» второклассники осваивают механизм создания фантастических образов на материале народного (крестьянского) прикладного искусства. Образы русалки - берегини, единорога, птицы Сирина, двуглавого коня и т. д. становятся наглядным примером проявления щедрой фантазии народных мастеров, дающей ключ к созданию собственных фантазий детей.

При изучении отдельных тем («Украшение и реальность», «Украшение и фантазия») в сознании детей устанавливается связь между образным строем произведений декоративно-прикладного искусства и богатейшим миром природы. Используя разнообразные материалы и техники, дети украшают декоративными элементами кокошники, шлемы и щиты богатырей, стремятся выразить через украшение характер человека; конструируют добрые и злые символы и украшают ими корабли и паруса; создают и украшают здания в соответствии с их назначением. Художественно-декоративная деятельность детей носит творческий характер.

В III классе дети знакомятся с разнообразными произведениями декоративно-прикладного искусства, окружающими их в повседневной жизни, а также сами изображают, мастерят и украшают посуду, игрушки, платки, обои, кованые ограды, фонари, витрины, маски, театральные костюмы. Дети учатся создавать пластически выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единую композицию изобразительные элементы и цветовые пятна, осваивают разнообразные техники и материалы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Эффективность игрового подхода к занятиям в коррекции опорно-двигательного аппарата
Игра- это светлое окно во взрослую жизнь. Игровой подход к физическим занятиям с детьми позволяет добиться наибольших результатов в коррекции опорно- двигательного аппарата. Ведущее место в развитии и познании детей, особенно дошкольников является игра. Сила воздействия игры на всестороннее развити ...

Мотивы получения образования педагога-психолога
Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мот ...

Школы для глухонемых
Количество школ для глухонемых в различных странах неодинаково. Необходимость обучения глухонемых наравне со слышащими лишь медленно и постепенно завоевывала себе право гражданства. Было время, когда количество школ для глухонемых было незначительным. Так, например, в 1838 году. общее количество шк ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru