Слушание – восприятие

Страница 1

Ребёнок нынешнего поколения оторван от своих корней: он не слышит (или слышит очень мало) колыбельных песен, почти совсем утеряны традиции семейного музыцирования, дети постоянно сталкиваются с дурным вкусом во многих областях жизни. На них обрушивается благодаря средствам массовой информации мощная волна развлекательной музыки, и зачастую низкого качества. Сознание наших детей деформируется, их слуховые представления о музыке делаются примитивнее, иногда даже и вульгарнее. Музыка часто превращается только в развлечение, теряя свой возвышенный этический и эстетический смысл.

Наша задача – разбудить в ребёнке способность исследовать окружающий мир в звуках, научить слышать «звучащую материю» в себе и различать в ней свой собственный голос.

Главное – это так организовать процесс воспитания у детей искусства слышать, чтобы слушание становилось пристальным, более напряжённым, углублённым, личностно окрашенным и широкоохватным, то есть, чтобы происходило расширение образно-ассоциативных связей, выходящих за пределы конкретного произведения. Тут требуются, во-первых, соотнесение с возможностями человеческого восприятия, которое у ребёнка (и у взрослого) существует в потенциальном и постоянно развивающемся виде. Во-вторых, необходима реализация комплекса задач по многим направлениям: общения с учителем, воспитателем, наставником и товарищами на занятиях, во время самостоятельной работы или в семейном кругу. Иными словами, каналы воспитания искусства слышать достаточно многочисленны.

Слышать музыку – открывать, входить, погружаться, прикасаться, считать, извлекать, переживать, следить, познавать, различать и т.п.

Поскольку психология восприятия музыки индивидуальна и часто даётся просто от рождения, то нам представляется, что все темы музыкальных занятий – это не что иное, как зоны проникновения в музыку. Причём каждая тема-проблема может стать первой такой зоной, а работа по развитию восприятия музыки на определённом этапе из количественного накопления обязательно должна перейти в качественное и обеспечить своего рода «прорыв в музыкальное искусство» – такой прорыв когда в музыке вдруг многое становится ясным и прочувственным, когда музыка становится неотъемлемой частью духовной сущности человека.

Уже в младшем школьном возрасте восприятие у детей становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, носят более дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность музыкальным произведением, устойчивость переживаний и чувств. Значительные сдвиги наблюдаются в мышлении детей: происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Внимание детей уже более устойчиво, поэтому они могут слушать довольно сложные произведения.

Речь детей достаточно развита, они способны высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами, определениями. Глубже и богаче становятся их эстетические переживания – дети живо и эмоционально реагируют на исполнение произведений педагогом, на звучание музыки в грамзаписи.

К 7 годам у детей есть определённый опыт нравственных переживаний и способов их выражения. Произведения, предназначенные для слушания детям старшего дошкольного возраста, отражают разнообразную гамму чувств, настроений, многочисленные, но доступные детскому восприятию события и явления окружающей действительности. Поэтому в первом тематическом цикле находят своё место такие переживания, которые с одной стороны, являются как бы лакмусовой бумажкой отношения детей к жизненным проблемам, их духовной зрелости, готовности к сопереживанию. А с другой стороны, являются почвой, на которой эти отношения могут зародиться. Например, на занятиях можно прослушать следующие музыкальные произведения: «Болезнь куклы» и «Колыбельная» (на слова А. Майкова) П. Чайковского, «Менуэт» ре-минор Баха, «Кикимора» Лядова, фрагменты из скрипичного концерта Д. Кабалевского и концерта для голоса с оркестром Глиэра, образцы русского фольклора. Перечисленные произведения можно назвать ядром музыкальной ткани первого цикла, и встреча с ними нам представляется необходимой именно уже в самом начале занятий искусством.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Работа над лексико-грамматическим материалом
В восьмом классе в текстах для чтения впервые начинает появляться новый лексический материал, возникает и необходимость в умении использовать анализ для понимания отдельных слов без помощи словаря. Но пока это еще единичные случаи. Тем не менее, чтобы учащиеся могли справиться с ними, им приходится ...

Восприятие как деятельность
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное воспитание, богаче становятся переживания. М ...

Методы и средства наглядности
Педагоги прошлого отождествляли наглядность с чувственностью (наблюдаемостью) предметов и явлений, при этом ссылаясь на психическую природу человека. Чувственность есть одно из свойств, один из этапов процесса познания. Во всяком процессе познания участвуют познающий субъект и познаваемый объект. С ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru