Принципы построения обучающих программ по декоративно- прикладному творчеству

Статьи по педагогике » Принципы построения обучающих программ по народному художественному творчеству » Принципы построения обучающих программ по декоративно- прикладному творчеству

Страница 5

Завершается общий курс вполне закономерно — знакомством с современным декоративно-прикладным искусством и работой в конкретном материале.

Народные, классические и современные формы декоративно-прикладного искусства — все это единые следы человечества, оставляемые на пути его исторического, культурного, духовного развития. И лишь движение по этому пути в единстве мысли и чувства может дать детям широкий спектр понимания различных проявлений декоративно-прикладного искусства как части духовной культуры человечества.

Дети знакомятся с многообразием форм современного выставочного искусства, с пластическим языком керамики, стекла, гобелена и т. д., с творческой интерпретацией древних образов в искусстве профессиональных художников декоративного искусства.

Знакомство с произведениями современного декоративно-прикладного искусства дает учащимся возможность сопоставить два склада мышления — народный, основанный на традиции, и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческой индивидуальности художника, с поиском новых форм, пластического языка, созвучного времени, с широкими возможностями экспериментирования в том или ином материале.

Декоративная работа в материале (батик, витраж, коллаж, керамические рельефы, поделки из мочала, шпагата и т. п.), осуществляемая в групповых и коллективных формах деятельности, связана с развитием чувства композиции, чувства материала — освоением его декоративно-пластических возможностей.

В процессе создания плоскостных и объемных декоративных композиций в конкретном материале школьники учатся вести работу поэтапно — от разработки обобщенно-лаконичных композиционных эскизов до завершающего этапа, осознанно используя знание языка данного вида искусства.

В V классе большое значение имеет дальнейшее развитие у учащихся «навыка распознавания» конструктивного, изобразительного и декоративного элементов языка в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, осознание того, что элементы декоративности в данном виде искусства «играют первенствующую роль — как в области форм и конструкций, так и в области внешнего убранства предмета », т. е. выступают доминантой, определяющей данный вид искусства.

В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству особо важное значение приобретает включение в драматургию урока активных средств эмоционально-образного воздействия — слова, музыки, зрительных образов. Так, на уроках, посвященных народному искусству, комплексное использование разных видов фольклора — устно-поэтического (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и др.), названного М. Горьким «великолепно ограненными драгоценностями», а также музыкального и изобразительного — помогает осознать учащимся нерасторжимую целостность народной культуры. Восприятие памятников народного творчества раскрывает также поэтические связи народного искусства с природой — его колыбелью.

Уровень знаний учащихся определяется не только умением аргументированно отвечать на поставленные вопросы, но также умением пользоваться при ответе специальной терминологией. Эта задача решается более успешно, когда каждый ученик ведет «Словарь терминов». Необходимо избегать специального заучивания терминов. Запоминание должно происходить естественным путем, в процессе живого диалога учителя с учащимися. Если педагог стремится включать в свою речь новые слова, термины, при этом неоднократно повторяя их, то они усваиваются учащимися, входя в их речевой обиход, постепенно расширяя их словарный запас. Для лучшего запоминания новые слова записываются на доске или на отдельном листе бумаги, а затем переносятся детьми в тетрадь.

В V классе большое значение придается коллективным формам работы, требующим объединения творческих усилий всех ее участников. Коллективная форма деятельности приобретает особую актуальность при работе в конкретном материале, связанной с художественным оформлением школьных интерьеров. В коллективной деятельности как наиболее эффективной форме приобщения учащихся к художественному труду наиболее полно реализуются особенности младшего подросткового возраста. В процессе коллективного творчества каждый ученик работает самостоятельно, и в то же время в коллективе детей он ощущает свои индивидуальные возможности и возможности товарищей в осуществлении общественно значимых целей. В коллективной работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Методики исследования физического развития детей
Физическое развитие является важным критерием оценки состояния здоровья детей и подростков, так как позволяет выявить особенности роста, созревания и гармоничность развития ребенка. Нарушения физического развития сопутствуют самым различным хроническим заболеваниям и адекватно отражают влияние небл ...

Цели разделения темы на подтемы и уроки и требования к нему
Урок – это организационная форма процесса обучения, при которой мастер ПО в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте руководит деятельностью группы обучающихся с учетом особенностей каждого из них, а также содержания обучения, используя при этом виды, средства и методы ра ...

Качественные и расчетные задачи по теме «Плотность»
Когда мы, собираясь на каникулы в лагерь, набиваем всё новыми и новыми вещами и без того уже пухлый чемодан, какие из физических величин мы изменяем – m, V? 1. Кусок пластилина скатали в шарик. Какие из физических величин, характеризующих шарик, изменились – m, V? 2. Докажите, что из двух тел равно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru