Проведение профориентационных занятий

Страница 1

Внесение производственной информации и элементов профессионального труда в материал занятий по трудовому обучению школьников. Это могут быть: производственные иллюстрации и практические примеры; задачи и упражнения с практическим содержанием; учебно-практические и лабораторно-практические работы, близкие по характеру к производственным; контрастные профориентационные вставки в учебный материал.

Ознакомление учащихся с условиями труда на производстве. С возможностями применить свои знания и умения по определенным направлениям трудовой деятельности в условиях средней школы и межшкольного учебно-производственного комбината; использование оборудования, документации и наглядных пособий кабинетов и учебных мастерских; проведение практических занятий; изложение теоретических сведений по отдельным разделам; организация и проведение экскурсий специалистами производства;

Формирование, поддержка и активизация познавательного интереса школьников к труду: беседы с учащимися о выборе профессий; составление карт интересов учащихся; организация профориентационных кабинетов, уголков, оформление стендов.

Постановка учащихся перед необходимостью решения задач, связанных с анализом и выбором трудовой деятельности; социально-экономический анализ видов труда, проводимый учащимися; медицинские, психологические и профессиональные консультации; организация централизованных пунктов распределения выпускников школ на производство.

Рассмотрим некоторые формы и методы проведения нетрадиционных уроков.

Встречи с передовиками производства. Такие встречи, как правило, проводятся в самой школе. Организует их методист или преподаватель. Завод для проведения таких мероприятий выделяет передовиков производства – инженеров, мастеров и кадровых рабочих. С ними предварительно проводится краткий инструктаж, в котором объясняется цель встречи, вопросы, на которые следует обратить внимание, и методика проведения беседы.

Беседы и консультации. Большое значение в работе по профориентации имеют групповые беседы и индивидуальные консультации о предприятии.

Контрастные вставки в учебный материал. Суть положительного эффекта этого приема состоит в значительной активизации учащихся при резком контрасте изучаемого материала.

Из психологических и дидактических исследований известно, что объем и качество усвоения учебного материала в течение занятия постепенно снижаются. Изменение учебной обстановки (перемена рода работы, изменение объекта труда, переход к новому материалу) активизирует внимание учащихся и повышает эффективность обучения. Таким активизирующим фактором может быть контрастная вставка. В частности, фрагментарное сообщение о содержании работы по той или иной профессии, показ оригинальных инструментов и приспособлений, необходимых работам той или иной специальности, и т.п. Такая вставка может тематически и не согласовываться с основным программным материалом, а, наоборот, резко контрастировать с ним. Именно яркий контраст и создает условия для активизации внимания учащихся и запоминания материала. Следует, однако, учитывать, что на такую вставку нельзя отводить много времени, чтобы информация не заслоняла основной учебный материал.

Проведение учебных занятий специалистами производства. Отдельные элементы учебной программы: освоение приемов работы с машинами, станками, инструментами и приспособлениями, способов изготовления отдельных изделий, ознакомление с конструкцией изучаемых объектов, с технологическими процессами и т. п. – могут быть успешно реализованы при совместной деятельности учителя и специалиста производства. Участие рабочего в учебном процессе при надлежащей организации хода обучения будет способствовать более эффективной ориентации учащихся на труд по соответствующему профилю.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста
В последнее время в результате интенсивных научно-методических исследований и разработок появились новые подходы к пониманию и классификации дидактических принципов, касающихся обучения детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. В частности, Л.М. Фридман предлагает следующую психологическую кл ...

Психологические предпосылки формирования познавательного интереса
Интерес выступает перед нами как: избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира; тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; мощный побудитель активн ...

Скаутский метод
Скаутский Метод — это многогранная воспитательная система, состоящая из элементов, которые действуют вместе именно как Система, обеспечивающая молодым людям богатую по содержанию и активную по форме среду познания мира и себя в этом мире. Для того чтобы Скаутинг достиг своей воспитательной цели, он ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru