Методические рекомендации по составлению плана урока и методике его проведения

Статьи по педагогике » Составление развёрнутого плана-конспекта урока производственного обучения » Методические рекомендации по составлению плана урока и методике его проведения

Страница 10

Поэтому, намечая содержание упражнений мастеру нужно отчётливо определить для себя цель упражнений учащихся, средства её реализации, т.е. учебно-производственные работы и способы достижения (виды, последовательность, взаимодействие упражнений).

В методике производственного обучения выделяют три основных метода (вида) упражнений:

1. по выполнению трудовых приёмов;

2. по выполнению трудовых операций;

3. по выполнению трудовых процессов.

С учётом такой классификации упражнений весь процесс производственного обучения (учения) учащихся представляет собой процесс выполнения ими постепенно усложняющихся упражнений. Под упражнениями в методике производственного обучения понимаются целенаправленные и многократные повторения учащимися под руководством мастера изучаемых трудовых действий (приемов, операций, трудовых процессов) в целях последовательного совершенствования их выполнения, постепенного овладения профессиональными умениями и навыками. Все эти виды упражнений по целям и содержанию тесно взаимосвязаны и проводятся в определённой системе. Для системы упражнений характерно постепенное повышение требований к точности, скорости в работе учащихся, их самостоятельности и самоконтролю, постепенный переход от выполнения работ по предложенной мастером технологии к самостоятельному планированию трудовых процессов. Система упражнений заключается ещё и в том, что каждое предыдущее упражнение подготавливает учащихся к выполнению последующих, а последующее способствует усвоению нового к закреплению предыдущего.

Очень важно для чёткого уяснения сущности упражнений как основного метода производственного обучения понимать, что каждое упражнение, как и каждый урок производственного обучения, обязательно должно быть шагом в продвижении учащихся в изучении своей профессии. По содержанию эти шаги могут быть разными: новый приём, новая разновидность операции, новое сочетание операций, новый способ труда, применение нового инструмента, усложнение технических требований, самостоятельное решение производственной ситуации и т.д. и т.п., но они должны быть обязательно, без этого процесс обучения будет стоять на месте. Важно также, чтобы это новое, чем характеризуется очередное упражнение, очередной урок, чётко представляли учащиеся.

Таким образом тесное сочетание учебной и производственной стороны упражнений – важнейшая задача мастера как на этапе подготовки, так и в процессе проведения урока.

Говоря об упражнениях (самостоятельной работе) учащихся, как структурном элементе урока, важно подчеркнуть необходимость организованного их начала.

Мастер должен выработать у себя и своих учеников стиль бережного отношения к рабочему времени. Это относится не только к началу работы учащихся, но и к началу урока в целом. У опытных мастеров нет опоздавших, на рабочих местах учащихся все необходимое для работы разложено заранее, специальный инструмент подготовлен и находится под рукой, ученики и мастер ничего не ищут – всё продумано, всё подготовлено.

Руководство учебно-производственной деятельностью учащихся на уроке, формирование у них профессиональных умений и навыков мастер осуществляет путём их текущего инструктирования в процессе выполнения упражнений и самостоятельных работ. Основная дидактическая цель текущего инструктирования – добиться, чтобы учащиеся выполняли учебно-производственные задания с наименьшим количеством ошибок и недостатков. Исходя из этого, опытный мастер так строит свою обучающую деятельность, чтобы не столько исправлять, сколько предупреждать ошибки, недостатки и затруднения учащихся.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Информация о ообразовании:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru