Педагогика развития как наука: проба структуры учебного пособия “Педагогика математики” А.А. Столяра для оформления комплекса разнородного материала педагогики развития

Статьи по педагогике » Учебное пособие "Введение в педагогику развития". Подходы к разработке » Педагогика развития как наука: проба структуры учебного пособия “Педагогика математики” А.А. Столяра для оформления комплекса разнородного материала педагогики развития

Страница 1

На Всероссийской конференции по педагогике развития в апреле 2001г. Б. Д. Эльконин заявил, что “без развивающего обучения ((Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) – комментарии автора) термина педагогика развития вообще бы не было, потому что В. В. Давыдовым и др. было выстроено психологически строгое, в свете Выготского, представление о развитии, и оно было вдвинуто в образование . Не каких иных представлений о развитии, концептуальных вдвинутых в образование, концептуально точных просто нет… Педагогика развития является идеальной формой для развивающего обучения”.

Поэтому, пробуя оформить педагогику развития, мы кроме материалов научно-практических конференций по педагогике развития за 1995 –2000 гг. используем работы Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, а также работы, ведущиеся в этой же идеологии.

На сегодняшний день педагогика развития представляет собой комплекс весьма разнородного материала. И непонятно, в какую структуру, форму его можно уложить. Создавать новую форму, исходя из тех проблем, которые можно выделить в публикациях по педагогике развития, нельзя, т. к. педагогика развития как развитая теория еще не сложилась. Поэтому для оформления педагогики развития мы решили опробовать структуру учебного пособия А. А. Столяра “Педагогика математики.

Эта структура была выбрана из ряда структур учебных пособий, в частности, мы рассматривали как вариант для оформления педагогики развития структуру учебника “Педагогика” Пидкасистого, выпущенного в 2000 г. Но оказалось, что в учебнике Пидкасистого представлен некоторый обобщенный вариант педагогики и не понятно, о какой конкретно педагогике он говорит.

Можно сказать, что мы остановились на структуре учебного пособия А. А. Столяра потому, что в нем описана конкретная педагогика – педагогика математики.

В связи с тем, что педагогику развития нельзя прямо “уложить” в структуру А. А. Столяра, нам пришлось сначала “перевести” название глав и параграфов педагогики математики для педагогики развития (Приложение 2).

Проанализировав структуру А. А. Столяра, мы пришли к выводу, что мы будем рассматривать только ее первую часть. Вторая часть – “Основы практики обучения математики”, которую мы перевели как “Практики педагогики развития”, мы не рассматриваем, т. к. во второй части учебного пособия “Введение в педагогику развития” предполагается подробное рассмотрение образовательных систем, входящих в педагогику развития, которые и являются реализацией теории педагогики развития на практике.

В классическом курсе педагогики принято разделение на теорию обучения и теорию воспитания. Анализ публикаций по педагогике развития показал, что проблема воспитания в педагогике развития еще практически не разработана. Только началось создание детской организации под руководством А. М. Аронова и В. Г. Васильева, которая должна нести как образовательные, так и воспитательные функции. Но все-таки в детской организации разработчики пока больше заняты образовательной, развивающей направленностью организации, проблема воспитания специально не обсуждается.

Можно сказать, что в педагогике развития имеет место воспитывающее обучение. Но, на наш взгляд, это спорное утверждение, т. к. в педагогике развития получается, что воспитание выносится в метапредметный слой, т. е. совершается как бы “выход” из урока в другое смысловое пространство. А за счет чего там происходит воспитание, пока остается непонятным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Понятие «гендер» в научной литературе
Понятие «гендер» было введено в русский язык в начале 1990-х г. А. Посадской. Позднее оно все чаще начинает употребляться, в частности, социологами, однако в совершенно различных смыслах, что создает концептуальную путаницу и препятствует сопоставимости результатов. Некоторые авторы просто отождест ...

Основные проблемы дидактического обеспечения при переходе к профильному обучению
а) Особенности форм и методов урочной и внеурочной работы при переходе к профильному обучению Переход на профильное обучение помимо углубленного изучения какого-либо предмета, должен также способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с лабораторным оборуд ...

Мониторинг качества образования как ресурс развития муниципальной системы образования
Методология управления качеством, нацеленная на перевод системы образования в новое состояние, обеспечивающее качественное современное образование, адекватное потребностям развивающейся личности, общества и экономики, является основополагающей в деятельности департамента образования Администрации М ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru