Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Ресурсы должны направляться не на консервацию системы, а на ее эффективное обновление. Консервировать даже то, что когда-то было лучшим в мире, - значит заведомо гарантировать отставание.
В содержании образования необходимо решить следующие задачи:
1. Устранить характерную как для общего, так и для профессионального образования перегруженность учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний.
2. Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся и студентов.
3. Осуществить до 2010 года переход на 12-ти летнее среднее образование.
4. Восстановить и укрепить связи профессионального образования с практикой и научными исследованиями.
5. Создать механизмы систематического обновления содержания образования всех уровней.
6. Ликвидировать отставание от мировой науки в стандартах и качестве преподавания социальных наук.
7. Увеличить долю открытого образования в учебных программах всех уровней.
8. Обеспечить в средней школе необходимую базовую подготовку учащихся по основным направлениям информационных и коммуникационных технологий.
9. Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы.
В данном пункте в очень кратком и сжатом виде приведена статья “Ожидаемый вклад образования в модернизацию России” – Стратегический комитет по обновлению общего образования Минобразование РФ – материалы интернет.
По публикациям материалов педагогики развития можно сделать вывод, что очень многое в ней соответствует положениям о модернизации российского образования.
Ведь даже целью педагогики развития является формирование самостоятельного, ответственного человека, умеющего самостоятельно добывать знания, способного к самообучению.
Умению анализировать, рефлектировать, планировать дети в развивающем обучении Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова учатся еще в начальной школе.
В педагогике развития применяются исследования, проводимые учащихся. Например, в гимназии “Универс” города Красноярска во второй ступени введено обязательное написание учащимися творческих исследовательских работ.
На формирование толерантности, терпимости к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, направлен курс “Интересы. Ценности. Нормы.”, разработанный Б. И. Хасаном, А. В. Дороховой.
Можно выделить еще множество различных разработок, ведущихся в педагогике развития, соответствующих принципам модернизации образования (смотри часть 2 дипломной работы).
Читая можно заметить отход современного образования от традиционной системы обучения и огромные перспективы педагогики развития.
По публикациям материалов педагогики развития можно констатировать, что очень мало внимания уделяется разработкам по иностранным языкам. В есть работа Е. В. Семеновой, которую можно рассматривать как постановку проблемы построения иностранного языка в младшей школе в соответствии с требованиями учебной деятельности.
В есть публикация М. Н. Работиной, также посвященная постановке проблемы, но уже по поддержанию интереса к изучению иностранного языка студентами.
Информация о ообразовании:
Теоретическое обоснование проблемы развития орфографической зоркости
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на ...
Обучение звуковой речи
Основные положения этого метода заключаются в следующем: 1) необходимость систематического обучения в школах; 2) письмо и речь идут рука об руку; 3) обращается внимание на техническую, грамматическую (формальную) и материальную сторону языка; 4) при прохождении материальной стороны надо руководство ...
Особенности овладения словообразованием и словоизменением в онтогенезе и
при дизонтогенезе
Алексеева М.М., Яшина В.И., Лепская Н.И., Арушанова А.Г, Фомичева М.Ф. рассматривали проблемы развития словообразования и словоизменения детей с нормой речевого развития. По мнению Арушановой А.Г. основным источником развития навыков словообразования и словоизменения детей является повседневное общ ...