Педагогика развития как наука: проба структуры учебного пособия “Педагогика математики” А.А. Столяра для оформления комплекса разнородного материала педагогики развития

Статьи по педагогике » Учебное пособие "Введение в педагогику развития". Подходы к разработке » Педагогика развития как наука: проба структуры учебного пособия “Педагогика математики” А.А. Столяра для оформления комплекса разнородного материала педагогики развития

Страница 4

Лабораторный эксперимент – “разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных. Благодаря этим условиям результаты лабораторного эксперимента обычно отличаются сравнительно высокой степенью надежности и достоверности. К недостаткам лабораторного эксперимента иногда относят низкую степень “экологической валидности” – соответствия реальным жизненным ситуациям” .

Содержательный анализ. “Содержательный анализ направлен на поиск и отчленение в некотором целостном объекте существенного отношения от привходящих и частных его особенностей”.

Ситуационный анализ – описание поведения ребенка относительно ситуации действования. Этот метод является новым. “…при исследовании критических периодов ситуационный анализ есть единственный адекватный метод работы”.

В педагогике развития обучение также делится на теорию и практику. Такое разделение заложил В. В. Давыдов в книге “Теория развивающего обучения”. Позднее была выпущена книга А. Б. Воронцова “Практика развивающего обучения”. Оба автора не поясняют выбор такого разделения.

В материалах конференции по педагогике развития теория и практика также разводятся.

Разделение педагогики развития на теорию и практику объясняется особенностями ее возникновения и развития. Развивающее обучение появилось из психологического исследования, сформулированного Д. Б. Элькониным, которое состояло в том, чтобы провести психологическое изучение учебной деятельности младших школьников. Это исследование выявило, что учебная деятельность, в понимании А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, в реальной работе младших школьников была представлена очень слабо или отсутствовала совсем. Тогда, в 1959/1960 г., возник эксперимент, в котором разрабатывались оригинальные психолого-педагогические проблемы, связанные с формированием у младших школьников учебной деятельности и с их психическим развитием в этом процессе. Началось создание новых учебных программ.

Постепенно увеличивалось количество школ с классами развивающего обучения. “К 1995 г. это были уже не единичные случаи, но еще и не массовая практика” (А. М. Аронов).

“Термин “педагогика развития” наиболее широкое употребление получил на второй конференции “Педагогика развития” в 1995 г. Там серьезно задача создания педагогики развития была поставлена В. В. Давыдовым”, - из интервью с А. М. Ароновым.

Таким образом, эксперимент, возникший в психологии (в теории), перешел в педагогику, в школьную действительность (практику).

Педагогика развития базируется на представлениях о психическом развитии человека таких крупнейших ученых, как Гегель, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.

Согласно их теории “психическое развитие осуществляется посредством обучения и воспитания, которые выступают в качестве его необходимых и всеобщих форм. Эти формы представлены в различных видах стихийного и специально организуемого общения ребенка со взрослыми, одного человека с другими людьми – общения, в котором человек присваивает достижения исторически сложившейся культуры. Такое присвоение играет определяющую роль в его развитии.

Иными словами, по своему содержанию психическое развитие – это самостоятельный процесс, но протекает оно в формах общения, присвоения, обучения и воспитания… Его следует рассматривать через призму связи содержания и формы, через диалектику их взаимопереходов. С этой точки зрения, развитие невозможно исследовать независимо от раскрытия реальной роли в нем присвоения, роли тех или иных видов обучения и воспитания” .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Информация о ообразовании:

Анализ учебников по информатике
В проекте стандарта и обязательном минимуме по информатике содержание алгоритмической линии определяется через следующий перечень понятий: алгоритм, свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, система команд исполнителя; формальное исполнение алгоритмов; основные алгоритмические конструкции; вспом ...

Цели, задачи и содержание воспитания в профессиональном обучении
Цель воспитания в профессионально обучении- формирование гармоничной развитой, способной, социально и профессионально мобильной личности, готовой и способной выполнять систему социальных ролей, в том числе профессиональной, и уважать общечеловеческие и национальные ценности. Задачи воспитания в про ...

Рекомендации родителям одаренных детей
одаренность ребенок вундеркинд воспитание 1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени. 2. Оценивайте уровень развития ребенка. 3. Избегайте длинных объяснений или бесед. 4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут вы ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru