Педагогика развития как наука: проба структуры учебного пособия “Педагогика математики” А.А. Столяра для оформления комплекса разнородного материала педагогики развития

Статьи по педагогике » Учебное пособие "Введение в педагогику развития". Подходы к разработке » Педагогика развития как наука: проба структуры учебного пособия “Педагогика математики” А.А. Столяра для оформления комплекса разнородного материала педагогики развития

Страница 4

Лабораторный эксперимент – “разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных. Благодаря этим условиям результаты лабораторного эксперимента обычно отличаются сравнительно высокой степенью надежности и достоверности. К недостаткам лабораторного эксперимента иногда относят низкую степень “экологической валидности” – соответствия реальным жизненным ситуациям” .

Содержательный анализ. “Содержательный анализ направлен на поиск и отчленение в некотором целостном объекте существенного отношения от привходящих и частных его особенностей”.

Ситуационный анализ – описание поведения ребенка относительно ситуации действования. Этот метод является новым. “…при исследовании критических периодов ситуационный анализ есть единственный адекватный метод работы”.

В педагогике развития обучение также делится на теорию и практику. Такое разделение заложил В. В. Давыдов в книге “Теория развивающего обучения”. Позднее была выпущена книга А. Б. Воронцова “Практика развивающего обучения”. Оба автора не поясняют выбор такого разделения.

В материалах конференции по педагогике развития теория и практика также разводятся.

Разделение педагогики развития на теорию и практику объясняется особенностями ее возникновения и развития. Развивающее обучение появилось из психологического исследования, сформулированного Д. Б. Элькониным, которое состояло в том, чтобы провести психологическое изучение учебной деятельности младших школьников. Это исследование выявило, что учебная деятельность, в понимании А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, в реальной работе младших школьников была представлена очень слабо или отсутствовала совсем. Тогда, в 1959/1960 г., возник эксперимент, в котором разрабатывались оригинальные психолого-педагогические проблемы, связанные с формированием у младших школьников учебной деятельности и с их психическим развитием в этом процессе. Началось создание новых учебных программ.

Постепенно увеличивалось количество школ с классами развивающего обучения. “К 1995 г. это были уже не единичные случаи, но еще и не массовая практика” (А. М. Аронов).

“Термин “педагогика развития” наиболее широкое употребление получил на второй конференции “Педагогика развития” в 1995 г. Там серьезно задача создания педагогики развития была поставлена В. В. Давыдовым”, - из интервью с А. М. Ароновым.

Таким образом, эксперимент, возникший в психологии (в теории), перешел в педагогику, в школьную действительность (практику).

Педагогика развития базируется на представлениях о психическом развитии человека таких крупнейших ученых, как Гегель, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.

Согласно их теории “психическое развитие осуществляется посредством обучения и воспитания, которые выступают в качестве его необходимых и всеобщих форм. Эти формы представлены в различных видах стихийного и специально организуемого общения ребенка со взрослыми, одного человека с другими людьми – общения, в котором человек присваивает достижения исторически сложившейся культуры. Такое присвоение играет определяющую роль в его развитии.

Иными словами, по своему содержанию психическое развитие – это самостоятельный процесс, но протекает оно в формах общения, присвоения, обучения и воспитания… Его следует рассматривать через призму связи содержания и формы, через диалектику их взаимопереходов. С этой точки зрения, развитие невозможно исследовать независимо от раскрытия реальной роли в нем присвоения, роли тех или иных видов обучения и воспитания” .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Информация о ообразовании:

Трудолюбие как цель народного воспитания
Трудолюбие - склонность, любовь к труду; черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется трудолюбие в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. В психологическом плане трудолю ...

Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного предмета. Ученики и последователи И. Г. Песталоцци
В XVIII — первой половине XIX века рисование начинает прочно завоевывать свое место в общеобразовательных школах. Начало этому положил швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), которого не случайно учителя рисования назвали отцом школьной методики. Рисование в школе Песталоцци рассм ...

Упражнения, обучающие беспереводному пониманию читаемого синтетически
Устные упражнения (речевые), подготавливающие беспереводное понимание читаемого. 1. Перед чтением длинного текста учащиеся прослушивают несколько коротких рассказов. Эти рассказы по сюжету не совпадают с текстом для чтения, но они содержат тот же материал. Вот, например, один из таких рассказов, ко ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru