Педагогика развития как наука: проба структуры учебного пособия “Педагогика математики” А.А. Столяра для оформления комплекса разнородного материала педагогики развития

Статьи по педагогике » Учебное пособие "Введение в педагогику развития". Подходы к разработке » Педагогика развития как наука: проба структуры учебного пособия “Педагогика математики” А.А. Столяра для оформления комплекса разнородного материала педагогики развития

Страница 7

Серьезных разработок, методических рекомендаций нам в найти не удалось.

Также обстоит дело и с обучением компьютерной грамотности. Эта область относится к мало разработанным областям педагогики развития.

Можно, в грубом приближении, говорить о трех уровнях педагогики развития: 1) психологический уровень; 2) дидактический уровень; 3) конкретно-методический уровень (например, методика преподавания русского языка, математики и т.д.).

Существуют различные психологические концепции образовательных систем, и они могут служить базой для построения различных дидактик, а дидактики – для построения различных методик обучения.

Т. к. мы рассматриваем педагогику развития, то правомерно обратиться к ее психологическим основам.

В основе педагогики развития лежит культурно-историческая теория психического развития человека Л. С. Выготского, а также разработанный С. Л. Рубинштейном, Н. А. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным и др. деятельностный подход, согласно которому “знания могут быть полноценно усвоены человеком только при выполнении им определенных предметных и умственных действий, которые специально у него формируются”.

Работы Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева были теоретическим фундаментом постановки Д. Б. Элькониным в конце 50-х годов проблем, связанных со спецификой развивающего обучения.

Д. Б. Эльконин показал, что в умственном развитии детей ведущее и решающее значение имеет содержание усваиваемых ими знаний, а также соответствующая этому содержанию организация взрослыми процесса их усвоения.

В 60-е годы был заложен фундамент понятия учебной деятельности как основы теории развивающего обучения.

Разработкой теории учебной деятельности, ее содержанием и строением занимались Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.

“Учебная деятельность отличается от всех остальных видов деятельности одной очень важной особенностью. В результате других видов деятельности всегда получается некоторый материальный или интеллектуальный продукт. Учебная деятельность построена иначе. Дети под руководством учителей оперируют научными понятиями, усваивая их. Однако при этом никаких изменений в саму систему научных понятий они не вносят. Результат учебной деятельности, в которой происходит усвоение научных понятий, - прежде всего изменение самого ученика, его развитие”.

“Учебная деятельность – деятельность по самоизменению, ее продукт – те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте”.

“Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение учащимися обобщенными способами действий в сфере научных понятий”.

Для того чтобы “у младших школьников (а затем и у учащихся более старших классов) формировалась и развивалась полноценная учебная деятельность, они должны систематически решать учебные задачи. Главная особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении школьник ищет и находит общий способ (или принцип) подхода ко многим частным задачам определенного класса, которые в дальнейшем не представляют для него особых трудностей”.

В. В. Давыдов в учебной задаче выделяет следующие учебные действия:

1) принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;

2) преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

3) моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Информация о ообразовании:

Методика формирования позитивного отношения у школьников к обучению
Формирующий этап эксперимента представляет собой целенаправленную работу по формированию позитивного отношения школьников к обучению на основе инновационных уроков. Цель данного этапа эксперимента состояла в формированию позитивного отношения школьников к обучению на основе разработки и применения ...

Основные медико-биологические проблемы перехода к профильному обучению
Концепция модернизации российского образования определила основные направления развития современной школы, важнейшим из которых является профильное обучение на старшей ступени общего образования. Однако такому процессу обучения, как правило, сопутствуют возрастающий объем информации, усложнение уче ...

Анализ феномена самооценки детей в психолого-педагогических исследованиях
Одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека, по мнению многих отечественных и зарубежных психологов, является самосознание, центральным компонентом которого выступает самооценка. Она обуславливает направление и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его крит ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru