Таким образом, проблема воспитания остается неразработанной, открытой для дискуссий.
“Предмет – это способ видения объекта с позиции этой науки”.
“Предмет – это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки”.
Анализируя материалы научно-практических конференций по педагогике развития, можно определить, следуя за В. В. Давыдовым, что предметом педагогики развития является физическое, интеллектуальное, художественное, нравственное и правовое развитие человека.
“Содержанием учебной деятельности выступают теоретические знания, овладение которыми посредством этой деятельности развивает у учащихся основы теоретического сознания и мышления, а также творчески-личностный уровень осуществления практических видов деятельности” .
Основным содержанием развивающего обучения являются теоретические знания, способы их получения и оформления. А основными методами являются теоретическое обобщение и метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Проблемам содержания образования была специально посвящена конференция по педагогике развития в 1999 г.
В П. Г. Щедровицкий подчеркивает сложность выделения содержания образования: “…содержание образования очень трудно выделить, потому что оно “размазано” по самым разным институтам, оно проявляется в совершенно разных моментах, и в этом смысле в большинстве случаев мы выделяем его постфактум”.
“…следует различать два типа содержаний: 1) культурно отчужденное, где материал уже представлен в определенном способе оформления (в учебниках по предметам, монографиях и т. п.); 2) ситуативное, или живое, действующее содержание, т. е. тот способ удерживания учащимися уже предложенного в культурно отчужденной форме содержания, который заведомо ни в каком предмете не дан. Этот второй тип содержания появляется и располагается всякий раз как бы поверх предметного материала, и если его специально выделить и оформить, то мы получим метапредметное содержание”.
Выбор методов обучения зависит от многих факторов, в частности, от содержания образования и возрастной адресности.
В педагогике развития можно выделить такие методы, как беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод, проблемный метод обучения.
Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к решению поставленной перед ними задачи.
Учебная дискуссия – активное обсуждение учащимися разных точек зрения по той или иной проблеме. Этот метод способствует осмыслению учащимися различных подходов к аргументации чужой и своей позиции.
Исследовательский метод обеспечивает организацию поисковой творческой деятельности учеников по решению новых для них проблем.
Проблемный метод изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Учащиеся получают эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.
Конечно же, это далеко не все методы обучения, используемые в педагогике развития.
Педагогика развития не развивается изолированно от других наук о человеке. Она изначально строилась как комплексная междисциплинарная наука, как философско-психолого-педагогическая наука.
В книге, В. В. Давыдов в статье “Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления” ставит проблему связи педагогики с другими науками: философией, культурологией, психологией, физиологией и др.
Информация о ообразовании:
О мероприятиях по введению предпрофильного и профильного обучения в системе
города
Приказ Главного управления образования Управы г. Тулы №438-а от 10. 06. 2004 г. В соответствии с Концепциями модернизации Российского образования на период до 201-г. и профильного обучения на старшей ступени общего образования, приказом МО РФ 32757 от 26. 06. 2003 г. «О введении профильного обучени ...
Психолого-педагогические особенности учащихся основной школы
Основная школа охватывает детей в возрасте от подросткового до старшего подросткового. Это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Главная особенность подро ...
Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней
общеобразовательной школе
Развитие творческой личности, ее художественных способностей непосредственно связана с целью и задачами преподавания предмета искусства. Его основная ЦЕЛЬ – приобщение к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении ко ...