Педагогика развития как наука: проба структуры учебного пособия “Педагогика математики” А.А. Столяра для оформления комплекса разнородного материала педагогики развития

Статьи по педагогике » Учебное пособие "Введение в педагогику развития". Подходы к разработке » Педагогика развития как наука: проба структуры учебного пособия “Педагогика математики” А.А. Столяра для оформления комплекса разнородного материала педагогики развития

Страница 2

Таким образом, проблема воспитания остается неразработанной, открытой для дискуссий.

“Предмет – это способ видения объекта с позиции этой науки”.

“Предмет – это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки”.

Анализируя материалы научно-практических конференций по педагогике развития, можно определить, следуя за В. В. Давыдовым, что предметом педагогики развития является физическое, интеллектуальное, художественное, нравственное и правовое развитие человека.

“Содержанием учебной деятельности выступают теоретические знания, овладение которыми посредством этой деятельности развивает у учащихся основы теоретического сознания и мышления, а также творчески-личностный уровень осуществления практических видов деятельности” .

Основным содержанием развивающего обучения являются теоретические знания, способы их получения и оформления. А основными методами являются теоретическое обобщение и метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Проблемам содержания образования была специально посвящена конференция по педагогике развития в 1999 г.

В П. Г. Щедровицкий подчеркивает сложность выделения содержания образования: “…содержание образования очень трудно выделить, потому что оно “размазано” по самым разным институтам, оно проявляется в совершенно разных моментах, и в этом смысле в большинстве случаев мы выделяем его постфактум”.

“…следует различать два типа содержаний: 1) культурно отчужденное, где материал уже представлен в определенном способе оформления (в учебниках по предметам, монографиях и т. п.); 2) ситуативное, или живое, действующее содержание, т. е. тот способ удерживания учащимися уже предложенного в культурно отчужденной форме содержания, который заведомо ни в каком предмете не дан. Этот второй тип содержания появляется и располагается всякий раз как бы поверх предметного материала, и если его специально выделить и оформить, то мы получим метапредметное содержание”.

Выбор методов обучения зависит от многих факторов, в частности, от содержания образования и возрастной адресности.

В педагогике развития можно выделить такие методы, как беседа, учебная дискуссия, исследовательский метод, проблемный метод обучения.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к решению поставленной перед ними задачи.

Учебная дискуссия – активное обсуждение учащимися разных точек зрения по той или иной проблеме. Этот метод способствует осмыслению учащимися различных подходов к аргументации чужой и своей позиции.

Исследовательский метод обеспечивает организацию поисковой творческой деятельности учеников по решению новых для них проблем.

Проблемный метод изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Учащиеся получают эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий.

Конечно же, это далеко не все методы обучения, используемые в педагогике развития.

Педагогика развития не развивается изолированно от других наук о человеке. Она изначально строилась как комплексная междисциплинарная наука, как философско-психолого-педагогическая наука.

В книге, В. В. Давыдов в статье “Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления” ставит проблему связи педагогики с другими науками: философией, культурологией, психологией, физиологией и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Структура коллектива
В различных подсистемах отношений одни и те же члены коллектива могут занимать неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутриколлективных отношений социальные психологи пользуются специальными понятиями: «позиция», «статус», «внутренняя установка» ...

История эвристического обучения. Общая характеристика эвристического метода обучения
Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. 1) В Древней Греции – система обучения путем наводящих вопросов; 2) совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскани ...

Эстетическое воспитание в системе образования
В общеобразовательных дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения. Все прог ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru