Педагогика развития как наука: проба структуры учебного пособия “Педагогика математики” А.А. Столяра для оформления комплекса разнородного материала педагогики развития

Статьи по педагогике » Учебное пособие "Введение в педагогику развития". Подходы к разработке » Педагогика развития как наука: проба структуры учебного пособия “Педагогика математики” А.А. Столяра для оформления комплекса разнородного материала педагогики развития

Страница 3

В И. Д. Фрумин говорит, что рассмотрение в педагогическом процессе реальностей из “смежных” наук: философии, психологии, социологии, позволяют педагогам рассмотреть такие неявные, но реальные факты образовательного процесса, как индивидуальные стили, эмоциональную атмосферу, социальную структуру школьного класса, социальную роль языка и многое другое.

В настоящее время педагогика развития использует разработки из различных научных областей, таких как психология, социология, медицина, физиология, культурология, методология и др.

Также широко ведутся разработки по предметным областям: математике, русскому языку, физике, естествознанию, химии, биологии и др.

“Под методами исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач. Это разнообразные инструменты проникновения ученого в глубину исследуемых объектов”.

В рамках данной работы для отбора методов мы исходили из заключения В. В. Давыдова, что педагогика развития имеет свои специфические методы исследований. В данном пункте будут рассматриваться именно такие методы. Это позволяет нам не касаться методов различных наук (психологии, социологии и т. д.), используемых в педагогике развития.

В педагогике развития можно выделить следующие специфические методы исследований:

Метод генетического моделирования. Формирующий эксперимент. “…метод генетического моделирования. Суть этого метода состоит в том, что учитель, воспитатель вместе с исследователем предполагают траекторию развития тех или иных новообразований у группы детей и у каждого из них, заранее моделируют их, а затем прослеживают, как эта модель реализуется в реальном образовательном процессе” .

“Эксперимент-исследование строится с целью формирования какой-либо способности, находящейся в зоне ближайшего развития”

“…метод экспериментирования является построение опосредствования и тем самым воссоздание “конфликтов и коллизий” в становлении субъектности.…Этот новый метод был назван Л. С. Выготским экспериментально-генетическим, генетико-моделирующим, или объективирующим. В последнем названии имелось в виду то, что построение опосредствования позволяет выделить механизмы, скрытые при непосредственном наблюдении и регистрации внешних проявлений поведения”.

Метод проектирования. “ Главным методом реального создания не только теории, но и экспериментальных основ педагогики развития является метод проектирования (проектирование в различных сферах жизни используется людьми еще с античных времен). … Для педагогики развития – это специфический метод”.

Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть.

Мысленный эксперимент. В. С. Библер выделил следующие основные особенности мысленного эксперимента: 1) предмет познания мысленно перемещается в такие условия, в которых его сущность может раскрыться с особой определенностью, 2) этот предмет становится объектом последующих мысленных трансформаций, 3) в этом же эксперименте мысленно формируется та среда, та система связей, в которую помещается этот предмет; если построение мысленного предмета еще и можно представить как абстрагирование свойств реального предмета, то этот третий момент по сути дела является продуктивным добавлением к мысленному предмету – лишь в этой особой среде и находит свое раскрытие его содержание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Арт-синтез терапия как комплекс реабилитационных воздействий
Методы воспитательной терапии, исследованные в предыдущих разделах нашей работы ориентированы на детей ориентированы на любой характер нарушений - дети могут заниматься чтением и лепкой самостоятельно или при помощи родителей и педагогов. На практике довелось поработать с детьми с ДЦП, синдромом Да ...

Особенности проявления лексических ошибок в речи исследуемого контингента
Далее мы рассмотрим наиболее выраженные ошибки допущенные учащимися при выполнении различных типов заданий (будем рассматривать средние значения менее 0,5, так как, по нашему мнению это отражает наиболее выраженные затруднения при работе с материалом). Проанализируем наиболее часто встречающиеся ош ...

Формирование целостного образовательного пространства в СОШ №10 Наримановского района на основе интеграции основного и дополнительного образования
Основное и дополнительное образование должны быть звеньями одной цепи - к такому выводу коллектив школы №10 Наримановского района пришёл давно. Именно поэтому данная проблема является ключевой в деятельности школы и решается путём интеграции основного и дополнительного образования. Для достижения п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru