Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста в детских оздоровительных лагерях

Статьи по педагогике » Организация досуга детей младшего школьного возраста в детских оздоровительных лагерях » Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста в детских оздоровительных лагерях

Страница 1

Многие исследователи, ученые, педагоги-практики в контексте гуманистической педагогики в настоящее время ориентируются на идеи поддержки и сопровождения.

Термин "педагогическая поддержка" используется широко и многозначно. Исследователь В.П. Бедерханова отмечает, что данный термин, в первую очередь связывают с деятельностью различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей. Во-вторых, под педагогической поддержкой понимают систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку. В-третьих, многие исследователи и практики используют данный термин в контексте личностно ориентированного подхода к образованию и связывают его, прежде всего, с педагогической деятельностью, обеспечивающей процессы индивидуализации человека, в каком бы возрасте он не находился. В этом контексте под педагогической поддержкой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении педагогических, социальных, психологических, личностных трудностей. Исследователь С.А. Расчетина определяет понятие поддержки, с одной стороны, широко, как сущностную характеристику человека, особый пласт человеческих отношений, а с другой стороны, как отношение человека к человеку, направленное на оказание помощи, содействие благу, вытекающее из потребности "благотворящего сердца" или "благотворящего разума".

Существует феномен и социально-педагогической поддержки. Данным автором он рассматривается на уровне общественной ситуации развития, как особый социальный институт; на уровне индивидуальной ситуации развития ребенка, как форма межличностного взаимодействия ребенок - взрослый, несущая значительный социализирующий потенциал, а на уровне образовательной ситуации как межличностное взаимодействие помогающего педагога и нуждающегося в поддержке ученика, совместно решающих сложную социальную (связанную с установлением отношений) и учебную (связанную с усвоением содержания) задачи.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман, который ввёл это понятие в научный обиход и отечественную педагогическую практику, понимал "процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни". Именно О.С. Газман и его исследовательская группа, обратили внимание на процесс образования с точки зрения двух его сторон: социализации и индивидуализации личности.

Социализация предполагает обретение человеком способности к "адаптивной активности" и осуществляется как под воздействием целенаправленных процессов (обучения и воспитания) в педагогических системах, так и под влиянием стихийных факторов (семьи, улицы, средств коммуникаций и т.д.). В образовании эта задача приобщения растущего человека к должному - к познавательной или нравственной норме - выражается в педагогике необходимости и в педагогике свободы. Индивидуализация же - есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию того единичного особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или, что он приобрел в индивидуальном опыте.

Т.Фролова определяет педагогическую поддержку "как деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением".

Многие из соратников и учеников О. Газмана разрабатывают педагогическую поддержку, прежде всего, в русле оказания помощи человеку (ребенку) в решении его проблем (Т. Анохина, Н.Михайлова, Н. Пакулина, Т.Фролова).

Другое направление в интерпретации феномена педагогической поддержки предполагает ее рассмотрение как принципа всей гуманистически ориентированной системы образования (всех ее субъектов). Именно в этом значении чаще всего пользуются практики. Если существующая или проектируемая воспитательная система ориентирована на реализацию гуманистического подхода к взаимодействию взрослых и детей, поддержка в ней приобретает смысл принципа педагогической деятельности, то есть становится важнейшим педагогическим кредо людей, работающих с детьми (Н. Михайлова, С. Юсфин).

Профессор В.П. Бедерханова отмечает, что серьезным дискуссионным вопросом остается вопрос о том, что следует "поддерживать" в растущем человеке. Авторы "Психологии человека" Е.И.Исаев и В.И.Слободчиков считают, что поддерживать и развивать следует субъектность, то есть способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность (неповторимость, особенность человека, которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой). При таком подходе содержание педагогической поддержки шире, чем "работа с проблемой человека" (тем более, что не всякая проблема связана с процессом индивидуализации), но более узко, чем принцип.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru