Возрастные психологические особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строгого суждения педагога о своих учениках. Возрастные психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику, как на музыкальные факторы, так и на воспитательные воздействия взрослых. Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста способствуют формированию патриотических чувств именно в этом возрасте:
· способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении;
· интеллектуальная инициативность, любознательность, подражательность;
· эмоционально-выразительная активность, впечатлительность,
· способность к включению всехэтих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективного построения, регулирования и социальной оценки.
Приведем здесь наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста:
× моторная активность;
× сенсорно-перцептивная активность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);
× интеллектуально-волевая активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективация и воспроизведение “трудных” ситуаций, выделения себя и поля действия и т.д.);
× мотивация и эмоционально-выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность их к эмоционально-выразительному выявлению, “обозначению”, символизации, комбинаторике, замещению);
× способность (ее мера) к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективного построения, регулирования и социальной оценки.
Первые четыре показателя зарождаются и естественно проявляются в “самодеятельности” детей этого возраста. Последний показатель является наиболее сложным, интегральным. Он определяет в психологическом смысле позицию ребенка уже как школьника, деятельность которого характеризуется всеми основными чертами общественно-полезной деятельности. Воспитание этой способности через отрицательную оценку, порицание ведет к нарушению преемственности с предшествующим психическим развитием. Напротив, воспитание способности к целевой регуляции деятельности через поощрение, положительную оценку успехов детей сохраняет богатство предшествующих достижений психического развития младших школьников. Действия в соответствии с требуемым результатом формирует у детей такие качества, устойчивость поведения, способность к мобилизации, к действию с учетом фактора времени, к регуляции своих состояний в соответствии с достигаемым результатом. Посредством этих процессов, а также волевых, у ребенка, подростка под влиянием ближних формируются «ростки» детского, «местного» патриотизма, проявляющегося в любви к матери, отцу; «влюбленности» в свои игрушки, детскую площадку, свою улицу, времена года, погоду и т.п. — - во все природно-пространственное окружение. Задача семьи, всех воспитательно-образовательных программ и мероприятий должны состоять в ориентации ребенка, подростка, молодого человека на любовь к родным, на «влюбленность» в общение с природой; в осознании места и роли формирующегося патриотичного своего «Я» в окружающей действительности и деятельности (игровой, профессиональной и т.д.) посредством «процессуальных» психологических механизмов и диспозиций. Психические явления (процессы, состояния, свойства и особенности личности) являются психологическим «процессуальным» алгоритмом формирования патриотических представлений.
Информация о ообразовании:
Овладение умением ставить ударение и обнаруживать безударные гласные
Основной прием при проверке написания безударной гласной - постановка ударения в слове, т.к не чувствуя ударения, ученики не обнаруживают безударную гласную и не видят опасности, при которой надо сикать проверочное слово, кроме этого, практика показывает, что даже в 5-м классе ученики допускают оши ...
Методика преподавания технологии. Межличностные взаимоотношения
Гуманизация современной школы требует пересмотра подходов к выбору средств и методов межличностных взаимоотношений, переоценки традиционных дидактических приемов учитель должен выработать у себя стойкие принципы для создания гуманных отношений между педагогом и учениками. Вот некоторые из них. Л. Я ...
Экспериментальные исследования формирования трудовых умений через трудовые
поручения
Тема моей работы: «Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений». В практической части мною был проведен педагогический эксперимент, проводился в младшей группе ДОУ №251. Воспитатели: Сяглова Наталья Владимировна, Шурухина Марина Викторовна. Цель исследования: обо ...