Экскурсии - одно из важнейших мероприятий, которое можно организовать в период географической недели в школе. Это форма организации мероприятий в природе, а также на предприятиях как производственной, так и непроизводственной сферы. Значение экскурсий заключается в реализации краеведческого принципа обучения, а также экологического и экономического принципов. Кроме того, экскурсии играют большую роль в ознакомлении школьников с методами исследования географической науки, в развитии познавательной самостоятельности. В традиционной программе по географии, по которой многие годы работали школы, были предусмотрены как осенние, так и весенние экскурсии в природу. Цель этих экскурсий - закрепление и конкретизация учебного материала уже изученного и накопление данных о природных и хозяйственных объектах и явлениях для опоры при изучении теоретического материала. Во время экскурсий происходит целенаправленное изучение реальной действительности своей местности, что подготавливает школьников к познанию основного содержания школьной географии.
Методика организации, этапы подготовки и проведения, обработка результатов и их использование в учебном процессе довольно полно раскрыта в специальной методической литературе. Учителями географии накоплен богатый опыт организации учебных и вне учебных экскурсий по географии, часть из которого регулярно отражается на страницах методического журнала «География в школе». Задания для работы учащихся на экскурсиях стали помещать даже в приложениях новых учебников географии, что отражает важную роль экскурсий в учебном процессе по географии.
За несколько дней до начала экскурсии учителя делят классы на группы (бригадиров ребята выбирают сами), распределяют обязанности по бригадам, дают задания по подготовке оборудования, знакомят учеников с целью и задачами экскурсий в учебном процессе по географии.
Первым пунктом следования может быть любая река, протекающая неподалеку. Здесь ребята могут измерить ее скорость, ширину, глубину, температуру воды. Другая бригада изучает животных и растительный мир реки и ее берегов. Таким образом, все дети заняты делом: записывают, измеряют, ищут, собирают и т.д. В приложении Б мы предлагаем материал для организации и проведения экскурсии на озеро Инерка.
После завершения работы школьники располагаются на отдых. Учитель предлагает им подумать и ответить на некоторые вопросы.
После отдыха путь продолжается по лесу. Ребята фотографируют красивые места, необычные моменты и явления в природе. Выйдя на небольшую поляну они определяют стороны горизонта по солнцу, местным признакам и компасу. Изучают почву леса, ищут лекарственные травы.
Учитель проводит беседу с учениками об охране природных богатств.
На этой поляне можно устроить привал, где ребята устраивают обед. Затем ученики могут поиграть в различные подвижные игры.
Экскурсия в музей будет особенно интересна для детей младшего и среднего возраста (6-7 классы), у которых свежесть восприятия окружающего мира максимально развита. Ученикам можно предложить пойти в минералогический музей. Учитель заранее договаривается с экскурсоводом музея, который будет вести рассказ о музейных экспонатах. В ходе экскурсии необходимо стараться научить ребят именно видеть, а не только смотреть.
Экспозиция музея выстроена в определенной логической последовательности и рассчитана на соответствующее восприятие. Для того, чтобы усилить его эффект, разрабатывается специальный маршрут следования по музейным залам. Осмотр экспонатов строится так, чтобы можно было хорошо рассмотреть их с разных точек обзора и на определенных, наиболее выигрышных расстояниях.
Информация о ообразовании:
Влияние психологического климата детского коллектива на личность ребенка
Результативность влияния коллектива на личность определяется самочувствием личности в коллективе. К нему относятся: удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, руководством, защищенность личности в данном коллективе, ее внутреннее спокойствие. Все это определяется термином эмоциона ...
Кризис института семьи и
брака
Развод - это расторжение брака при жизни обоих супругов в органах записи актов гражданского состояния или, в особо предусмотренных законодательством случаях, по решению суда. Развод производится по заявлению одного, или обоих, или по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным. Зако ...
Содержание занятий по изобразительному искусству в школе и других
образовательных учреждениях
Занятия ИЗО искусству с 1-9 класс. Задача уроков – научить рисовать с натуры, на темы, выполнять иллюстрации и декоративные рисунки, выработать графические и живописные умения и навыки. Основным видом рисования по ИЗО является рисование с натуры- развивает умственное и абстрактное мышление, являетс ...