Экскурсия как возможность организации самостоятельной исследовательской работы учеников в рамках недели географии

Статьи по педагогике » Неделя географии в средней школе » Экскурсия как возможность организации самостоятельной исследовательской работы учеников в рамках недели географии

Страница 1

Экскурсии - одно из важнейших мероприятий, которое можно организовать в период географической недели в школе. Это форма организации мероприятий в природе, а также на предприятиях как производственной, так и непроизводственной сферы. Значение экскурсий заключается в реализации краеведческого принципа обучения, а также экологического и экономического принципов. Кроме того, экскурсии играют большую роль в ознакомлении школьников с методами исследования географической науки, в развитии познавательной самостоятельности. В традиционной программе по географии, по которой многие годы работали школы, были предусмотрены как осенние, так и весенние экскурсии в природу. Цель этих экскурсий - закрепление и конкретизация учебного материала уже изученного и накопление данных о природных и хозяйственных объектах и явлениях для опоры при изучении теоретического материала. Во время экскурсий происходит целенаправленное изучение реальной действительности своей местности, что подготавливает школьников к познанию основного содержания школьной географии.

Методика организации, этапы подготовки и проведения, обработка результатов и их использование в учебном процессе довольно полно раскрыта в специальной методической литературе. Учителями географии накоплен богатый опыт организации учебных и вне учебных экскурсий по географии, часть из которого регулярно отражается на страницах методического журнала «География в школе». Задания для работы учащихся на экскурсиях стали помещать даже в приложениях новых учебников географии, что отражает важную роль экскурсий в учебном процессе по географии.

За несколько дней до начала экскурсии учителя делят классы на группы (бригадиров ребята выбирают сами), распределяют обязанности по бригадам, дают задания по подготовке оборудования, знакомят учеников с целью и задачами экскурсий в учебном процессе по географии.

Первым пунктом следования может быть любая река, протекающая неподалеку. Здесь ребята могут измерить ее скорость, ширину, глубину, температуру воды. Другая бригада изучает животных и растительный мир реки и ее берегов. Таким образом, все дети заняты делом: записывают, измеряют, ищут, собирают и т.д. В приложении Б мы предлагаем материал для организации и проведения экскурсии на озеро Инерка.

После завершения работы школьники располагаются на отдых. Учитель предлагает им подумать и ответить на некоторые вопросы.

После отдыха путь продолжается по лесу. Ребята фотографируют красивые места, необычные моменты и явления в природе. Выйдя на небольшую поляну они определяют стороны горизонта по солнцу, местным признакам и компасу. Изучают почву леса, ищут лекарственные травы.

Учитель проводит беседу с учениками об охране природных богатств.

На этой поляне можно устроить привал, где ребята устраивают обед. Затем ученики могут поиграть в различные подвижные игры.

Экскурсия в музей будет особенно интересна для детей младшего и среднего возраста (6-7 классы), у которых свежесть восприятия окружающего мира максимально развита. Ученикам можно предложить пойти в минералогический музей. Учитель заранее договаривается с экскурсоводом музея, который будет вести рассказ о музейных экспонатах. В ходе экскурсии необходимо стараться научить ребят именно видеть, а не только смотреть.

Экспозиция музея выстроена в определенной логической последовательности и рассчитана на соответствующее восприятие. Для того, чтобы усилить его эффект, разрабатывается специальный маршрут следования по музейным залам. Осмотр экспонатов строится так, чтобы можно было хорошо рассмотреть их с разных точек обзора и на определенных, наиболее выигрышных расстояниях.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Методы руководства хозяйственно – бытовым трудом в старшем дошкольном возрасте
Хозяйственно - бытовой труд в детском саду разнообразен по содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке. В работе с детьми шестого года жизни уделяет большое внимание дальнейшему расширению процессов хозяйственно – бытового труда: во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды п ...

«Сетлемент» - С.Т.Шацкого
В условиях демократического подъема в педагогике, в практике прогрессивных учителей появляется поиск новых путей просвещения народа, подготовки подрастающего поколения к жизни. Проблема занятности детей во внешкольного времени стала острой социальной проблемой. Педагоги-энтузиасты, чтобы отвлечь де ...

Задачи на проценты
Процент – это сотая часть. наглядная иллюстрация процента может быть продемонстрирована на метровой школьной линейке с делениями по 1 см. В данном случае 1 см является сотой частью линейки, т.е. 1%. Можно дать следующие задания: показать на линейке 25%, 40% и т.д. назвать число процентов, которые п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru