Экскурсия как возможность организации самостоятельной исследовательской работы учеников в рамках недели географии

Статьи по педагогике » Неделя географии в средней школе » Экскурсия как возможность организации самостоятельной исследовательской работы учеников в рамках недели географии

Страница 1

Экскурсии - одно из важнейших мероприятий, которое можно организовать в период географической недели в школе. Это форма организации мероприятий в природе, а также на предприятиях как производственной, так и непроизводственной сферы. Значение экскурсий заключается в реализации краеведческого принципа обучения, а также экологического и экономического принципов. Кроме того, экскурсии играют большую роль в ознакомлении школьников с методами исследования географической науки, в развитии познавательной самостоятельности. В традиционной программе по географии, по которой многие годы работали школы, были предусмотрены как осенние, так и весенние экскурсии в природу. Цель этих экскурсий - закрепление и конкретизация учебного материала уже изученного и накопление данных о природных и хозяйственных объектах и явлениях для опоры при изучении теоретического материала. Во время экскурсий происходит целенаправленное изучение реальной действительности своей местности, что подготавливает школьников к познанию основного содержания школьной географии.

Методика организации, этапы подготовки и проведения, обработка результатов и их использование в учебном процессе довольно полно раскрыта в специальной методической литературе. Учителями географии накоплен богатый опыт организации учебных и вне учебных экскурсий по географии, часть из которого регулярно отражается на страницах методического журнала «География в школе». Задания для работы учащихся на экскурсиях стали помещать даже в приложениях новых учебников географии, что отражает важную роль экскурсий в учебном процессе по географии.

За несколько дней до начала экскурсии учителя делят классы на группы (бригадиров ребята выбирают сами), распределяют обязанности по бригадам, дают задания по подготовке оборудования, знакомят учеников с целью и задачами экскурсий в учебном процессе по географии.

Первым пунктом следования может быть любая река, протекающая неподалеку. Здесь ребята могут измерить ее скорость, ширину, глубину, температуру воды. Другая бригада изучает животных и растительный мир реки и ее берегов. Таким образом, все дети заняты делом: записывают, измеряют, ищут, собирают и т.д. В приложении Б мы предлагаем материал для организации и проведения экскурсии на озеро Инерка.

После завершения работы школьники располагаются на отдых. Учитель предлагает им подумать и ответить на некоторые вопросы.

После отдыха путь продолжается по лесу. Ребята фотографируют красивые места, необычные моменты и явления в природе. Выйдя на небольшую поляну они определяют стороны горизонта по солнцу, местным признакам и компасу. Изучают почву леса, ищут лекарственные травы.

Учитель проводит беседу с учениками об охране природных богатств.

На этой поляне можно устроить привал, где ребята устраивают обед. Затем ученики могут поиграть в различные подвижные игры.

Экскурсия в музей будет особенно интересна для детей младшего и среднего возраста (6-7 классы), у которых свежесть восприятия окружающего мира максимально развита. Ученикам можно предложить пойти в минералогический музей. Учитель заранее договаривается с экскурсоводом музея, который будет вести рассказ о музейных экспонатах. В ходе экскурсии необходимо стараться научить ребят именно видеть, а не только смотреть.

Экспозиция музея выстроена в определенной логической последовательности и рассчитана на соответствующее восприятие. Для того, чтобы усилить его эффект, разрабатывается специальный маршрут следования по музейным залам. Осмотр экспонатов строится так, чтобы можно было хорошо рассмотреть их с разных точек обзора и на определенных, наиболее выигрышных расстояниях.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Система упражнений по обучению беспереводному пониманию читаемого
Мы можем выделить типы упражнений, стимулирующих активную самостоятельную работу учащегося в процессе обучения беспереводному чтению. Упражнения по совершенствованию техники чтения А. Упражнения, предваряющие работу над текстом. Б. Упражнения, проводимые после чтения текста. Цель упражнений предвар ...

Методические рекомендации для учителей начальной школы
§ Формирование межэтнической толерантности необходимо осуществлять с учетом культурных особенностей, традиций, обычаев наций и народностей детей, представленных в классе. § Вносить изменения в содержание, формы и методы внеклассной работы, что позволяет развивать у младших школьников способность к ...

Эстетическое воспитание школьников
Эстетическое воспитание в шко­ле начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках пения, рисования и природоведения. Основное направление этой работы сводится к практическому оз­накомлению ребят с различными видами искусства, при­учению ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru