Формирования эвристических приёмов при обучении математике школьников 5-6-х классов

Статьи по педагогике » Методика формирования эвристических приёмов на уроках математики в 5-6 классах » Формирования эвристических приёмов при обучении математике школьников 5-6-х классов

Страница 1

По мнению многочисленных исследователей (П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер), именно творческая или «проблемная познавательная задача» является формой передачи опыта эвристической деятельности, основным средством формирования творческого мышления. Сущность такой задачи состоит в том, что на основе некоторых данных в условии задачи, предъявляемых явно или предполагаемых известными ученику, и требований задачи, решающий должен разрешить проблему, найти искомое. И.И. Ильясов дает такую характеристику типовых, выводных и творческих задач: « . Задачи, которые приходится решать человеку, могут быть такими, что их можно решить путем простого воспоминания и применения знаний о способе их решения. В этом случае задача является типовой, стандартной . Если же формула решающему неизвестна, то задача приобретает уже другой характер. Сначала надо найти нужную формулу. Поиск может осуществляться либо путем выведения из каких-то других общих знаний, либо путем угадывания, пробами и ошибками и т.п. В первом случае задача является вводной, во втором - творческой…»

Рассмотрим теперь различные эвристические приемы, используемые при решении творческих задач. К эвристическим приемам мы относим приемы второго этапа решения творческих задач. Приемы 1-го и 3-го этапов достаточно стандартны и используются в обучении с первых уроков в первом классе. Заметим также, что творческие задачи встречаются во многих сборниках как учебного, так и развлекательного плана. Мы в своей работе смещаем акцент на характеристику эвристических приемов, используемых при решении творческих задач.

Система творческих задач, нацеленная на формирование приёмов эвристической деятельности учащихся 5-6 классов, представляет собой пять групп задач. Каждая группа включает серию задач, направленную на формирование определённого эвристического приёма. В каждой последующей группе возможно использование приёмов, введённых в предыдущих группах.

I группа - задачи на формирование эвристического приёма выдвижения гипотез.

II группа - задачи на формирование эвристического приёма моделирования с помощью прямой, таблиц или графов.

III группа - задачи на формирование эвристического приёма конкретизации условия.

IV группа - задачи на формирование эвристического приёма переструктурирования условия задачи.

V группа - задачи на формирование эвристического приёма разбиения задачи на части.

Группы задач вводятся последовательно, таким образом, последовательно происходит знакомство с различными эвристическими приёмами. Причем в задачах последующей группы возможно применение приёмов, освоенных в предыдущих группах.

Приемы работы с гипотезами (выдвижения любых гипотез, их проверка, анализ).

Этот прием подробно исследовался в работах П.Я. Гальперина и В.Л. Даниловой . «Его особенность составляли «бухгалтерия догадок» и систематическая их проверка; каждая догадка немедленно записывалась, потом все они проверялись, строго по очереди, и не только по результату, но и по источнику и по общему значению в системе условий». Обычно, решая задачу на смекалку, учащиеся беспорядочно высказывают гипотезы, тут же бегло их проверяют, часто не доведя проверку до конца перескакивают с одной гипотезы на другую, многократно возвращаются к уже предложенным, проверенным и отвергнутым гипотезам. Прием фиксации и последовательной проверки любых, даже самых невероятных гипотез, воспитывает систематичность мышления и, вместе с тем, повышает эффективность поискового процесса. Кроме того, следует заметить, что иногда гипотезы, возникающие сразу уже в ходе анализа являются несостоятельными, а «случайные идеи», кажущиеся абсурдными, могут оказаться правильными или полезными. Рассмотрим реализацию этого приема на примере конкретной задачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Школы для глухонемых
Количество школ для глухонемых в различных странах неодинаково. Необходимость обучения глухонемых наравне со слышащими лишь медленно и постепенно завоевывала себе право гражданства. Было время, когда количество школ для глухонемых было незначительным. Так, например, в 1838 году. общее количество шк ...

Что такое нетрадиционный урок
Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание, и формы, которые вызывают прежде всего интерес учеников , развитие их творческого потенциала , способствующих их оптимальному развитию и воспитанию. Для них характерны: максимальн ...

Психология развития речи у глухого
Как подвести глухого ребенка к овладению речью? Это основной вопрос, являющийся ввиду до сих пор существующих разногласий первоочередной педагогической задачей. Значительную помощь в этом может оказать психология развития речи глухого, которая как часть общей психологии речи системно и с применение ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru