Понятие игровой деятельности в психолого-педагогических исследованиях

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Понятие игровой деятельности в психолого-педагогических исследованиях

Страница 1

Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни. Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей. Вместе с тем, по замечанию С.Л. Рубинштейна (1989), игра, невольно чаруя и привлекая как жизненное явление, оказывается весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Изучением игры и игровой деятельности занимались многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги, такие как Ф. Бойтендайк, Л.С. Выготский, К. Гроос, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова, Ф.И. Фрадкина, В. Штерн, Д.Б. Эльконин и многие другие.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте по утверждению Д.Б. Эльконина.

Для начала мы раскроем понятие ведущей деятельности, которое А.Н. Леонтьев ввел впервые в 1983 году. Ведущая деятельность понимается, «… как деятельность, являющейся определяющей в конкретный период онтогенетического развития человека». То есть это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данной ступени развития ребенка, а такая деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Теперь рассмотрим теории игры различных исследователей, а затем вернемся к значению игровой деятельности в дошкольном возрасте.

Первые общие теории игры были созданы на материалах игр животных и человека. Рассмотрим две самые значительные общие теории игры, которые их авторы считали альтернативными. Одна из теорий – теория К. Грооса (конец XIX), где детской игре придается исключительно большое значение как главному содержанию жизни ребенка. Точного определения игры он не дает, а анализирует лишь отличие игры от серьезной деятельности. «При работе, отмечает Гроос, приятно не само занятие, а цель, которая им достигается. В игре, наоборот, приятно само занятие, которое производится без всякой внешней цели». То есть, когда мы заняты серьезным делом, мы хотим достичь результата и как можно скорее это дело закончить; наоборот, когда мы играем, нам важен сам процесс, и мы хотим его задержать.

Основной смысл игры, согласно Гроосу, состоит в том, чтобы вести нас от унаследованной природы человека к приобретаемой его природе. «… мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того дано детство, чтобы мы могли играть». Гроос выразительно подчеркнул в своих трудах, что никакого общего «влечения к игре» или «инстинкта игры» не существует, и что игра, напротив, сама является только своеобразным способом проявления различных инстинктов и влечений.

Чуть позже В. Штерн (1922), разделяя взгляды Грооса, вносит в них некоторые дополнения. Этих дополнений три: первое – представление о преждевременности созревания способностей; второе – признание игры особым инстинктом; третье – необходимость для подготовки созревающих способностей интимного соприкосновения их с впечатлениями мира. К. Гроос, в отличие от В. Штерна, вообще не ставит вопрос о роли внешних условий в игре, так как он является принципиальным противником положения Г. Спенсера о подражании как основе игры.

Теория Бойтендайка в определенных отношениях тоже противоположна теории Грооса. «Если для К. Грооса игра объясняет значение детства, то для Бойтендайка, наоборот, детство объясняет игру: существо играет потому, что оно еще молодо» - пишет Д.Б. Эльконин. Главным предметом исследования Ф. Бойтендайка являются влечения и динамика поведения в детстве, определяющие природу игры. Игра рассматривается как проявление общих влечений: влечения к освобождению, к слиянию, к повторению, а сферу игры как сферу образов, и в связи с этим сферу возможности фантазии. Уточняя определение можно сказать, что играют только с образами, которые сами играют с играющими. Сфера игры – это сферы образов, возможностей, непосредственно-аффективно и «гностически нейтрального», частично незнакомого и жизненной фантазии. Таков, в общих чертах, смысл основных положений Ф. Бойтендайка.

Представители почти всех направлений в зарубежной психологии так или иначе пытались объяснить игру детей, реализуя, естественно, при этом свои общие теоретические концепции (психоанализ З. Фрейда, структурная теория К. Коффки, динамическая теория личности К. Левитана, теория эгоцентризма Ж. Пиаже).

Так, З. Фрейд объясняет природу детской игры, «выставляя на первый план экономическую точку зрения, то есть тенденцию получения удовольствия». Он предлагает два возможных подхода к детской игре. Один из них связан с пониманием игры как средства, замещающего или символического удовлетворения потребностей и влечений, которые присущи ребенку до и вне игры, но в реальной жизни не могут найти удовлетворения. Другой же предполагает, что сами реальные потребности и эмоции ребенка, которые становятся активными по отношению к ним, овладевает ими, делает себя их авторами, господином, подобно тому, как в эстетической деятельности взрослых эстетические эмоции не просто воспроизводят внеэстетические и не просто их замещают или символизируют, но преобразовывают.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Педагогические идеи в эпоху Реформации
возрождение реформация образование школа В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Реформация сформулировала свое понимание природы и путей воспитания человека, которое отличалось от взгл ...

Формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивной игры
Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Рассматривая вопросы трудового воспитания как важнейшего в дошкольном воспит ...

Основные проблемы дидактического обеспечения при переходе к профильному обучению
а) Особенности форм и методов урочной и внеурочной работы при переходе к профильному обучению Переход на профильное обучение помимо углубленного изучения какого-либо предмета, должен также способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с лабораторным оборуд ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru