Понятие игровой деятельности в психолого-педагогических исследованиях

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Понятие игровой деятельности в психолого-педагогических исследованиях

Страница 5

· Нарушение логики действий и правил отвергается, что мотивируется и просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил.

Выделенные уровни развития игры являются, по мнению Д.Б. Эльконина (1960), и стадиями ее развития.

Кроме этих видов игр существуют еще и другие, например, подвижные игры с правилами. При нарушении этих правил игра разрушается. Эти игры входят в игровой репертуар детей уже трех-четырех лет, смысл их и правила, а также психологическое содержание меняется на протяжении дошкольного детства.

Результативные игры занимают промежуточное место между процессуальными (каковыми являются ролевые игры) и продуктивными видами деятельности. «При сохранении свернутой ролевой структуры и мнимой ситуации цель игры состоит в достижении результата, «тестирующего» уровень развития определенной способности, умения, навыка ребенка. В этом смысле результативные игры создают условия для осознания ребенком своих возможностей и умений, обеспечивая формирование адекватной самооценки и направленности на выработку у себя определенных качеств. Успех и достижение высокого игрового результата обеспечивают удовлетворение потребности ребенка в социальном признании. Вместе с тем хроническая неуспешность, подкрепленная неадекватным отношением взрослых и сверстников (насмешки, поддразнивание, порицание и др.), может привести к дестабилизации самооценки ребенка-неудачника, снижению уровня самопринятия, искажению мотивационной сферы с преобладанием мотивации избегания и даже к изоляции его в группе сверстников».

Особое место в ряду результативных игр занимают «фортунные игры» игры с правилами на выигрыш, зависящий в определенной степени от случайности, удачи (фортуны), т.е. от выпавшего на кубике числа. Такие игры моделируют ситуацию переживания «успеха-неуспеха», обусловленного случайными, внешними по отношению к способностям и свойствам человека факторами. Играя в подобные игры, дети учатся преодолевать эмоциональный дискомфорт, связанный с проигрышем, без самообвинения и агрессии, сопереживать партнеру в случае его неудачи и радоваться вместе с ним его успеху.

Дидактические игры занимают промежуточное место между сюжетно-ролевыми играми и учебной деятельностью. Их отличительная черта определяется специфическими по сравнению с сюжетно-ролевой игрой учебно-познавательными мотивами и задачами. Они обеспечивают адекватную дошкольному возрасту постановку учебных задач, в ходе реализации которых происходит усвоение способов действий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового контекста и смысла игры с успехом могут быть использованы для коррекции умственного и речевого развития дошкольников.

Игры-драматизации «представляют собой намеренное, произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом сценарием игры. Жестокость сценария может быть различной: от драматизации сказки, рассказа, истории с полным и точным воспроизведением сюжетной линии, последовательности событий и действий героев, их характера и отличительных черт, чувств и переживаний до свободного развития сюжетных линий исходного литературного материала. Игры-драматизации, основанные на литературном и кинематографическом материале, как никакие другие, сосредотачивают внимание ребенка на аффективной стороне межличностных отношений, создают условия для формирования эмпатии, повышения сенситивности к собственным чувствам и переживаниям и чувствам и других людей». Психологическим механизмом развития эмпатии являются принятие ребенком роли героя произведения, характер, особенности мировосприятия и переживания жизненных событий которого заданы сценарием драматизируемого произведения, и смена ролевых позиций, позволяющая ребенку увидеть одно и тоже жизненное событие глазами разных его участников. Так как игры-драматизации требуют высокого уровня развития произвольности деятельности и уровня осознания характера героев, возникают они сравнительно поздно, к концу дошкольного возраста. Они широко используются в психокоррекционной практике и воспитательной работе с детьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Информация о ообразовании:

Диагностирование навыка ансамблирования в процессе коллективных занятий у детей младшего школьного возраста
Ансамбль – это слитность по силе и тембру отдельных голосов внутри партии и равновесие в звучности между партиями хора. Понятие «хорового ансамбля» в хороведении рассматривается как «художественное единство, согласованность и уравновешенность всех компонентов исполнения» (Краснощеков В.И.) в хорово ...

Обучение грамоте
Рассмотрим принципы развивающего обучения, реализованные в учебнике по обучению грамоте - Нечаева Н.В., Белорусец К.С. "Азбука" Учебник по обучению грамоте и чтению и Нечаева Н.В., Булычева Н.К. "Я читаю? Я читаю. Я читаю!" Тетради по чтению к Азбуке в 3-х частях. Азбука разрабо ...

Занятие для дошкольников о вреде курения
В гости к детям пришел Айболит. Воспитатель. Ребята, вы, конечно же, узнали доктора Айболита, который лечит детей и животных. Доктор Айболит. Лечить больных – обязанность любого врача. Но очень важно также научить всех людей ( и лучше с самого детства ) беречь свое здоровье. Ведь у здорового челове ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru