Понятие игровой деятельности в психолого-педагогических исследованиях

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Понятие игровой деятельности в психолого-педагогических исследованиях

Страница 3

Активность детей в обучающих играх носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с заданной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. Активность в данном случае может проявляться в произвольном выборе более удачного способа действия. На основе сформировавшихся умений дети могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.

К группе игр с фиксированной программой действий относятся подвижные, дидактические, музыкальные игры-драматизации, игры-развлечения.

Подвижные игры, как уже отмечалось, способствуют совершенствованию основных движений, выработке нравственно-волевых качеств, косвенно влияют на умственное и эстетическое воспитание дошкольников. Они могут быть сюжетными и бессюжетными.

Дидактические игры (игры с дидактическими игрушками и аналогичным материалом, словесные, сюжетно-дидактические, настольно-печатные) педагоги используют в основном в целях умственного воспитания детей. Вместе с тем в этих играх ребята учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели и т.д.

Музыкальные игры, которые могут быть хоровыми, сюжетными и бессюжетными, часто сочетают в себе элементы дидактических и подвижных игр. Они существенно влияют не только на эстетическое воспитание детей, но и на их физическое и умственное развитие. Важное значение для эстетического воспитания детей имеют и театрализованные игры.

Игры-развлечения, рекомендуемые в основном детям раннего и младшего дошкольного возраста, повышают эмоционально-положительный тонус, способствуют развитию двигательной активности, питают ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями. Существенно, что игры-забавы создают благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.

Игра ребенка-дошкольника сначала носит предметно-манипулятивный характер, затем игра приобретает сюжет, а в завершении возраста дошкольники овладевают сюжетно-ролевой игрой. Но на всех этапах развития игры идет развитие психических процессов ребенка, развитие его личности в целом.

Игра имеет значение не только для тех психических процессов, которые в ней непосредственно включены (воображение, мышление), но и для тех, которые связаны с ней косвенно, как, например, память. Всеобъемлющее значение игры для развития ребенка дошкольного возраста определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны развития личности ребенка в целом.

Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечают, что она является наиболее свободной деятельностью ребенка. Это выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с предметами, вовлекаемыми в игру, отличаются от обычного их употребления независимостью от их конкретного значения, определяются тем значением, которое сам ребенок придает им в игре. Ребенок отдается игре со всей силой свойственной ему эмоциональности, испытывая при этом максимальное удовольствие. Власть аффекта настолько очевидна в игре, что именно она часто выдвигается на первый план.

Основное противоречие игры заключается в том, что находящаяся во власти аффекта свободная деятельность является одним из источников развития произвольности и осознания ребенком своих действий и своего личного Я.

Опираясь на труды А.Н. Леонтьева, отметим, что игра имеет личностный смысл, значение и игровой смысл.

Действие как процесс, который направлен на сознаваемую в связи с определенным мотивом цель – это есть сторона деятельности, внутренне связанная с той «единицей» сознания, которую мы обозначаем термином «личностный смысл». Необходимо различать содержание или сторону действия, которое отвечает условиям действия, т.е. операцию. С этим содержанием деятельности связана другая своеобразная «единица» сознания, а именно значение. Игровой смысл заключается в определении «роли» предмета-заместителя в игре, соответствующий наделению «ролью» ситуации, в рамках которой происходит воображаемая игра, которая раскрывается как реальная. Такое распадение в игре смысла и значения предмета не дано заранее, как ее предпосылка, но реально возникает в самом процессе игры. То есть ребенок не воображает игровой ситуации, когда он не играет. К этому нужно прибавить, что соотношение игрового смысла и реальных значений предметных условий игры не остается неизменным в ходе движения игрового процесса, а является динамическим, подвижным. Познавательное значение игры уясняется и подчеркивается в связи с еще одной замечательной чертой детского игрового действия. Она заключается в том, что игровое действие всегда обобщено, это есть всегда обобщенное действие. Например, изображая шофера, мотивом для ребенка является не изображение данного конкретного лица, а осуществление самого действия как отношения к предмету именно обобщенного действия. В этом случае воспроизводимое ребенком действие и есть игровая роль. Рассмотрим появление ролевой игры.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Содержание учебного материала как источник познавательного интереса
Для реализации объективных возможностей формирования развития познавательного интересов, заложенных в содержание учебного материал, необходимо при подготовке к учебному году, составления перспективно -тематических планов, планов уроков с этой точки зрения проанализировать содержание тем курса. Суще ...

План учебной мастерской по профессии
Демонтажно-монтажная мастерская. 4.3 Описание рабочего места мастера и обучающегося, его оснащения и организации Под рабочим местом обучающегося следует понимать определенную часть площади мастерской, находящуюся в ведении одного обучающегося (бригады) имеющую необходимое для выполнения учебно-прои ...

Современные методы обучения глухонемых
В настоящее время существуют 3 метода обучения глухонемых: 1) французский, или мимический; 2) немецкий звуковой, или метод чисто устной речи; 3) смешанный. Нужно думать, что звуковой метод, несмотря на свою относительно большую трудность, древнее мимического, хотя, несомненно, что глухонемые всегда ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru