Понятие игровой деятельности в психолого-педагогических исследованиях

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Понятие игровой деятельности в психолого-педагогических исследованиях

Страница 3

Активность детей в обучающих играх носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с заданной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. Активность в данном случае может проявляться в произвольном выборе более удачного способа действия. На основе сформировавшихся умений дети могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.

К группе игр с фиксированной программой действий относятся подвижные, дидактические, музыкальные игры-драматизации, игры-развлечения.

Подвижные игры, как уже отмечалось, способствуют совершенствованию основных движений, выработке нравственно-волевых качеств, косвенно влияют на умственное и эстетическое воспитание дошкольников. Они могут быть сюжетными и бессюжетными.

Дидактические игры (игры с дидактическими игрушками и аналогичным материалом, словесные, сюжетно-дидактические, настольно-печатные) педагоги используют в основном в целях умственного воспитания детей. Вместе с тем в этих играх ребята учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели и т.д.

Музыкальные игры, которые могут быть хоровыми, сюжетными и бессюжетными, часто сочетают в себе элементы дидактических и подвижных игр. Они существенно влияют не только на эстетическое воспитание детей, но и на их физическое и умственное развитие. Важное значение для эстетического воспитания детей имеют и театрализованные игры.

Игры-развлечения, рекомендуемые в основном детям раннего и младшего дошкольного возраста, повышают эмоционально-положительный тонус, способствуют развитию двигательной активности, питают ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями. Существенно, что игры-забавы создают благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.

Игра ребенка-дошкольника сначала носит предметно-манипулятивный характер, затем игра приобретает сюжет, а в завершении возраста дошкольники овладевают сюжетно-ролевой игрой. Но на всех этапах развития игры идет развитие психических процессов ребенка, развитие его личности в целом.

Игра имеет значение не только для тех психических процессов, которые в ней непосредственно включены (воображение, мышление), но и для тех, которые связаны с ней косвенно, как, например, память. Всеобъемлющее значение игры для развития ребенка дошкольного возраста определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны развития личности ребенка в целом.

Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечают, что она является наиболее свободной деятельностью ребенка. Это выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с предметами, вовлекаемыми в игру, отличаются от обычного их употребления независимостью от их конкретного значения, определяются тем значением, которое сам ребенок придает им в игре. Ребенок отдается игре со всей силой свойственной ему эмоциональности, испытывая при этом максимальное удовольствие. Власть аффекта настолько очевидна в игре, что именно она часто выдвигается на первый план.

Основное противоречие игры заключается в том, что находящаяся во власти аффекта свободная деятельность является одним из источников развития произвольности и осознания ребенком своих действий и своего личного Я.

Опираясь на труды А.Н. Леонтьева, отметим, что игра имеет личностный смысл, значение и игровой смысл.

Действие как процесс, который направлен на сознаваемую в связи с определенным мотивом цель – это есть сторона деятельности, внутренне связанная с той «единицей» сознания, которую мы обозначаем термином «личностный смысл». Необходимо различать содержание или сторону действия, которое отвечает условиям действия, т.е. операцию. С этим содержанием деятельности связана другая своеобразная «единица» сознания, а именно значение. Игровой смысл заключается в определении «роли» предмета-заместителя в игре, соответствующий наделению «ролью» ситуации, в рамках которой происходит воображаемая игра, которая раскрывается как реальная. Такое распадение в игре смысла и значения предмета не дано заранее, как ее предпосылка, но реально возникает в самом процессе игры. То есть ребенок не воображает игровой ситуации, когда он не играет. К этому нужно прибавить, что соотношение игрового смысла и реальных значений предметных условий игры не остается неизменным в ходе движения игрового процесса, а является динамическим, подвижным. Познавательное значение игры уясняется и подчеркивается в связи с еще одной замечательной чертой детского игрового действия. Она заключается в том, что игровое действие всегда обобщено, это есть всегда обобщенное действие. Например, изображая шофера, мотивом для ребенка является не изображение данного конкретного лица, а осуществление самого действия как отношения к предмету именно обобщенного действия. В этом случае воспроизводимое ребенком действие и есть игровая роль. Рассмотрим появление ролевой игры.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Лечение и профилактика глухонемоты
Поскольку поражение слуха при глухонемоте является, как правило, результатом врожденного недоразвития органа слуха или завершенных патологических процессов, сопровождающихся гибелью его нервных элементов, лечение глухонемоты малоэффективно. При текущем патологическом процессе в органе слуха проводя ...

Консультация для родителей
Тема: « Приемы обучения детей рассказыванию» План. 1) Рассказывание как средство обучения связной речи. 2) Приемы: а) совместное рассказывание; б) образец рассказа; в) анализ образца рассказа; г) план рассказа; д) коллективное составление рассказа (подгруппами, по частям); е) моделирование (виды мо ...

Уровни самоанализа урока
1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью. 2. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану. 3. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru