Понятие игровой деятельности в психолого-педагогических исследованиях

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Понятие игровой деятельности в психолого-педагогических исследованиях

Страница 4

Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, ролевая игра интенсивно развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста своего высшего уровня. Эта игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношениях между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Развитие игры проявляется, прежде всего, в изменении ее сюжета и содержания. Сюжет игры – это сфера действительности, которую дети отражают в своих играх. В период дошкольного возраста меняется и содержание детских игр. Если главным содержанием ролевых игр в младшем детском возрасте является максимально развернутое воспроизведение действий с предметами, в среднем – воспроизведение отношений между взрослыми, то в старшем главным становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли.

Работая над изучением динамики развития игры, Д.Б. Эльконин (1960) выделил и охарактеризовал четыре уровня игровой деятельности.

Д.Б. Эльконин выделил 4 стадии в развитии способности ребенка подчинить свои действия правилу:

1) «на первой стадии правила отсутствуют и не выделяются ребенком, что часто приводит к нарушению самой логики роли в игре;

2) на второй стадии правила в явной форме еще не выступают, но выполнение роли уже подчинено правилу, объективирует его в игровых действиях ребенка;

3) на третьей стадии правило выступает в явной форме, осознается и формируется ребенком, но преимущественно лишь в ситуациях нарушений игры и возникновения конфликтов между сверстниками по поводу игры;

4) на четвертой стадии правило осознается, формулируется ребенком как основание его ролевого поведения, выполнение роли регулируется правилом. Понимая роль, ребенок берет на себя обязательство подчиняться правилам.

Вначале правило скрыто в роли, но по мере развития игры постепенно осуществляется переход от игр с развернутым сюжетом и развернутой ролью, и скрытыми правилами к играм со свернутым сюжетом, свернутой ролью и открытыми, четкими правилами».

Первый уровень развития игры.

· Центральным содержанием игры являются действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. (Например, «дочки-матери», кормление кого-либо)

· Роли определяются характером действий, а не сами определяют действие. Как правило, они не называются. Дети, исполняя свои роли фактически не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения.

· Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Логика действий нарушается без протеста детей. (Например, порядок обеда не является существенным)

Второй уровень развития игры.

· Основное содержание игры – действие с предметом, но на первый план уже выдвигается соответствие игрового действия реальному действию.

· Роли называются детьми. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с ней.

· Логика действий определяется жизненной последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется и выходит за пределы какого-либо типа действий.

Третий уровень развития игры.

· Основным содержанием игры становится выполнение роли и вытекающих из нее действий. Выделяются специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры, связанные с выполнением роли. (Например, к повару: «Давайте первое»)

· Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка.

· Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразными. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью выполняемой товарищем. Но иногда прорываются и обычные внеигровые отношения.

· Нарушение логики действий опротестовывается, протест сводится обычно к ссылке на то, что «так не бывает», вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Причем нарушение порядка действий замечается не самим, выполняющим действие, а со стороны. Упрек в нарушении правил огорчает ребенка, и он пытается поправить ошибку и найти ей оправдание.

Четвертый уровень развития игры.

· Основным содержанием игры является выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Эти действия явно выступают на фоне всех действий, связанных с выполнением роли.

· Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении всей игры ребенок ясно ведет одну линию поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явно ролевой характер, определяемый ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.

· Действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают разнообразие действий того лица, которое изображает ребенок. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Психологические и педагогические предпосылки формирование патриотизма у детей младшего школьного возраста
Возрастные психологические особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строгого суждения педагога о своих учениках. Возрастные психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику, как на музыкальны ...

Содержание учебного материала как источник познавательного интереса
Для реализации объективных возможностей формирования развития познавательного интересов, заложенных в содержание учебного материал, необходимо при подготовке к учебному году, составления перспективно -тематических планов, планов уроков с этой точки зрения проанализировать содержание тем курса. Суще ...

Понятие наглядности
Понятие наглядности в современном образовании анализируется нередко с различных точек зрения (объект, свойство, деятельность). Источником споров и расхождений является при этом не столько терминологическая несогласованность, сколько различия во взглядах на роль и место наглядности в познавательной ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru