Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

В современных условиях развития наук отечественные и зарубежные педагоги, и психологи все больше внимания уделяют проблемам формирования адекватной самооценки личности, в частности детей дошкольного возраста.

На общем фоне изученности самооценки детей и подростков наименьшее внимание уделено изучению самооценки детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

Коррекционная психология и педагогика опирается на теоретическую концепцию аномального развития, принадлежащую Л.С. Высотскому, согласно которой рановозникший первичный дефект вызывает вторичные отклонения во всем психическом развитии ребенка, включая формирование его личности.

У детей с нарушениями слуха особенности в формировании личности могут возникать под прямым влиянием первичного дефекта, а также в связи со своеобразием развития речи и познавательных процессов, трудностями межличностного общения. В настоящее время имеются исследования, посвященные отдельным вопросам личности глухих (В.Л. Блонский, Г.Л. Выгодская, Н.Г. Морозова, М.М. Мудельман, В.Г. Петрова, Т.Н. Приленская, Т.Э. Пуйк, и др.). Однако вопросы, касающиеся формирования самооценки детей дошкольного возраста с нарушением слуха, остаются малоизученными. Хотя знание этих особенностей является необходимым условием формирования активной, гармонически развитой личности данной категории детей, эффективного включения их в учебно-воспитательный процесс.

Целью данной работы является изучение эффективности формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредством игры-драматизации.

К основным задачам нашего исследования относятся:

1. провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

2. изучить психолого-педагогических особенностей детей с нарушением слуха и формирование их самооценки;

3. подобрать диагностические методики исследования самооценки у старших дошкольников с нарушением слуха;

4. проследить динамику развития самооценки старших дошкольников с нарушениями слуха посредством игры-драматизации, в течение одного учебного года;

5. оценить эффективность проведенных коррекционных психолого-педагогических мероприятий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Объектом работы является самооценка детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Предметом игра-драматизация как средство формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Гипотеза: если в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха целенаправленного и систематически использовать игры-драматизации, то это может способствовать оптимизации у данной категории детей.

В ходе данной работы были использованы следующие методы исследования:

1. теоретико-методологический анализ научной литературы и диссертационных исследований по изучаемой проблеме;

2. наблюдение;

3. метод текстовой диагностики («Какой Я?» И.Г. Корнилова, «Ступеньки» Е.Е. Кравцова; «Оценочный тест» И.В. Кривонос; «Изучение общей самооценки» А.И. Липкина; «Игра в мяч» Т.А. Репиной).

4. метод математической обработки данных («Оценка достоверности различий между двумя выборками» по Манну-Уитни; метод «Ранговой корреляции» по Ч. Спирмену);

5. метод педагогического эксперимента.

Методологической основой поведенного исследования являются труды Л.С. Высоцкого, И.В. Кривонос, А.И. Липкиной, И.И. Чесноковой и др.

Теоретическими основами работы являются работы Р.М. Боскин, Л.С. Выготского, Г.Л. Выгодская, И.Г. Корниловой, Л.В. Неймана, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона.

Практическая значимость: данное исследование заключает в себе определенный вклад в разработку подходов по изучению самооценки дошкольников с нарушением слуха и показывает роль игры-драматизации для формирования ее адекватности и позитивности. Разработанная нами коррекционно-развивающая программа может быть рекомендована для использования в психолого-педагогической работе в общеобразовательных учреждениях для детей с нарушением слуха. А также может применяться в консультировании и работе с детьми.


Информация о ообразовании:

Факторы орфографической зоркости как шаг к грамотному письму
Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Современная наука не отрица ...

Характеристика семьи как социального института
Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье ну ...

Задачи физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Основной задачей физического воспитания, как и воспитания вообще в ДОУ, является формирование здорового, всесторонне развитого ребенка. Система работы в МДОУ "Колокольчик" предусматривает обязательное планомерное и систематическое воздействие на ребенка средствами физического воспитания. ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru