Эстетическое воспитание школьников

Страница 1

Эстетическое воспитание в шко­ле начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках пения, рисования и природоведения. Основное направление этой работы сводится к практическому оз­накомлению ребят с различными видами искусства, при­учению к их эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играют пример и художественная подго­товка самого учителя. Ему необходимо обладать умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, хорошо проводить уроки пения, вла­деть навыками музыкального и изобразительного искус­ства. Художественная подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только порождают у детей внутреннее противоречие между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают у них потребность в приобщении к искусству.

Для воспитания художественных восприятий у младших школьников существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении литературных про­изведений, прослушивания музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражение собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, на­правленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.

В воспитании эстетических восприятий младших школьников необходимо широко использовать заучива­ние наизусть стихов, песен, демонстрацию репродукций картин лучших художников.

Воспитательная работа по развитию и укреплению эстетических потребностей, стремление к восприятию продолжается и в последующих классах, на более высоком уровне.

Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов -весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются уже в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства и более разви­тым чувством переживания прекрасного.

Очень важно в старших классах обогатить учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литерату­ре, музыке и изобразительном искусстве.

В познании художественных средств изображения действительности в искусстве большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художест­венный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и ма­жор в музыке и др. В последние годы в школьной практике с целью раз­вития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используют такой методический прием, как побуждение учащихся к выражению своего отноше­ния к изучаемому художественному произведению. В старших классах практикуется написа­ние сочинений, устное и письменное рецензирование про­изведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.

В связи с важностью эстетического воспитания и раз­вития у учащихся художественных представлений, поня­тий и суждений большое значение имеет работа по осмы­слению ими той связи, которая существует между раз­личными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по литературе необхо­димо использовать произведения музыки и изобрази­тельного искусства.

Исключительно острой и слаборешаемой в школьной практике является проблема формирования у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать художественные поделки, примитивное ремесленничество от подлинного искусства. Это особенно относится к музы­ке и изобразительному искусству, когда зачастую уча­щиеся увлекаются какофонией, отсутствием гармонии и бездумным модернизмом и недооценивают классику.

Эстетическое воспитание – важная часть становления личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса.

На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир и с точки зрения его красоты, эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые.

Учебно-воспитательные программы дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений отводят значительное место предметам, в составе которых детям предлагается погрузиться в мир искусства, как созерцая, вслушиваясь в произведения мастеров, так и создавая самостоятельно свои творения.

Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить маленького человека верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.

Развитию восприятия природы, внимательному вглядыванию в нее служит занятие по рисованию "Виноград". Дети его очень любят. Прикрепим гроздь винограда так, чтобы она висела перед ребенком. Затем разделим тонкой линией лист бумаги на две вертикальные части. В левой части листа ребенок рисует гроздь, стараясь верно передать форму и цвет ягод. После того, как гроздь нарисована, ребенок съедает ягоды и в правой части листа рисует то, что осталось - ветку. Теперь можно видеть, как прикрепляется каждая ягодка и почему вверху их больше, а внизу меньше. Оказывается, ветка тоже красивая и от нее зависит, какой формы гроздь. Хорошо, если родители выполнят задание параллельно с ребенком и затем сравнят результаты.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Анализ сочинений
Смысл уроков анализа в том, чтобы подготовить учащихся к переработке созданного текста и к работе над новым сочинением. Поэтому на таких уроках учитель кратко анализирует содержательно-речевую сторону проверенных работ: раскрытие темы сочинения, наличие замысла, степень его реализации и оригинально ...

Отрасли современной педагогики
Основными отраслями педагогики можно назвать следующие науки. 1. Общая педагогика исследует общие закономерности воспитания, обучения и образования. Формулирует основные принципы и категории, которые используются во всех специальных и прикладных педагогических науках. Составными частями общей педаг ...

Нарушения лексической сочетаемости
Слова в языке не существуют изолированно, но объединяются в группы – системы разных объемов. Из всех систем, которые мы обнаруживаем в языке, лексическая система самая подвижная. Подобно другим уровням языка (фонетическому, словообразовательному, грамматическому) лексика представляет собой систему, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru