Дидактическое учение Яна Амоса Коменского

Страница 1

Дидактические идеи и отдельные высказывания по вопросам дидактики в большом количестве разбросаны в трудах философов и мыслителей античного мира. Особенно богаты в этом отношении сочинения Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и других.

Я.А. Коменский систематизировал опыт, накопленный в области обучения и образования, и, предлагая некоторые свои положения, впервые в истории педагогической мысли создал стройное учение о сущности, принципах и общих методах обучения, назвав его «Великая дидактика». Дидактическое учение Я.А. Коменского и по сей день сохраняет свою актуальность.

Как известно, слово «дидактика» происходит от греческого didasco – «обучаю», оно было введено изначально В. Ратке в начале XVII в., затем его использовал Э. Бодин, издав книгу под названием «Дидактика», окончательно же слово «дидактика» в педагогической науке как понятие, обозначающее теорию обучения, утвердил Я.А. Коменский.

Он называет дидактику наукой об обучении. Если учесть, что в слово «обучение» Я.А. Коменский включал и содержание обучения, а не только его методическую сторону, то можно сказать, что под дидактикой Коменский подразумевал теорию образования и обучения, включая в нее почти все вопросы педагогики. Сам он в заглавии своей «Великой дидактики» таким образом определяет сущность теории обучения: «Великая дидактика, содержащая универсальную теорию учить всех всему, или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и, таким образом, в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается, основания почерпаются из самой природы вещей; истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам и, наконец, указывается легкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике».

Из вводной части «Великой дидактики» можно заключить, что обучение, по Коменскому, представляет собой единый процесс передачи знаний учителем учащимся и усвоения этих знаний последними. Обучение представляет собой путь к обогащению разума знаний основных наук. Этот непрерывный единый процесс обучения и учения по Коменскому должен иметь сознательный характер.

Коменский намечает четыре основных требования, которым должно отвечать обучение и учение:

1. успешность;

2. легкость;

3. основательность;

4. быстрота (кратчайший путь обучения).

Эти требования, предъявленные Коменским к обучению, и положения, выработанные к их осуществлению, представляют собой сердцевину дидактического учения Коменского. Большинство этих требований не только прогрессивны для того времени, но они сохраняют свое теоретическое и практическое значение для нашей дидактики и школы.

В учении Коменского относительно природы и закономерностей обучения важным являются его взгляды по вопросу о ступенях обучения. Он определил структурные части процесса обучения, его ступени:

1) чувственное восприятие;

2) пояснение;

3) упражнение.

1) Исходя из положения, что не может быть ничего такого в сознании человека, чего бы раньше не было в ощущениях, он считает, что ключом к обучению, его началом является чувственное восприятие, чувственное обучение. Прежде предмет, а затем или параллельно слово - таково исходное дидактическое положение Коменского. Это положение является универсальным, золотым правилом обучения. На этой ступени обучения служат внешние чувства (зрение, слух, обоняние, осязание) – «для все более и более отчетливого наблюдения вещей».

2) Словесные пояснения учителя, сравнения, обобщения, абстракции. На этой ступени разрабатывается и расширяется понятие того, что путем ощущения, посредством органов чувств отразилось в сознании учащихся. На этой ступени обучения служит разум – «для все более и более глубокого проникновения в вещи».

3) Знание будет полным и действительным, когда оно в результате длительных упражнений и использования на практике становится прочным, когда учащийся в любой момент может восстановить его в памяти, изложить и использовать в дальнейшем. На этой ступени служит «память – для все лучшего и лучшего усвоения; язык - для того, чтобы понятное уметь высказывать все лучше и лучше; руки - чтобы со дня на день искуснее выделывать то, что нужно».

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Этапы психокоррекционной работы по формированию адекватной самооценки детей с нарушением слуха посредством игры-драматизации
Формирующий этап работы проводился в период с 18 ноября 2005 г. по 14 апреля 2006 г. Целью психокоррекционной работы является: оптимизация самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством включения игры-драматизации в учебно-воспитательный процесс. Формирующий эксперимент состоял из трех ...

Исторические аспекты становления социальной информатики
В 80-х годах XX века возникло новое научное направление – «Социальная информатика». Это направление выросло на стыке нескольких научных дисциплин: информатики, социологии, психологии и философии. В то же время социальная информатика является предметной областью информатики как фундаментальной науки ...

Место школьной библиотеки в информационно-образовательном пространстве
Вместе с меняющимся обществом и новыми задачами образования трансформируется деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения. На этапе развития информационного общества школьная библиотека становится центром учебного процесса, а также площадкой для педагогических инноваций. Мощный, технолог ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru