Дидактические идеи и отдельные высказывания по вопросам дидактики в большом количестве разбросаны в трудах философов и мыслителей античного мира. Особенно богаты в этом отношении сочинения Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и других.
Я.А. Коменский систематизировал опыт, накопленный в области обучения и образования, и, предлагая некоторые свои положения, впервые в истории педагогической мысли создал стройное учение о сущности, принципах и общих методах обучения, назвав его «Великая дидактика». Дидактическое учение Я.А. Коменского и по сей день сохраняет свою актуальность.
Как известно, слово «дидактика» происходит от греческого didasco – «обучаю», оно было введено изначально В. Ратке в начале XVII в., затем его использовал Э. Бодин, издав книгу под названием «Дидактика», окончательно же слово «дидактика» в педагогической науке как понятие, обозначающее теорию обучения, утвердил Я.А. Коменский.
Он называет дидактику наукой об обучении. Если учесть, что в слово «обучение» Я.А. Коменский включал и содержание обучения, а не только его методическую сторону, то можно сказать, что под дидактикой Коменский подразумевал теорию образования и обучения, включая в нее почти все вопросы педагогики. Сам он в заглавии своей «Великой дидактики» таким образом определяет сущность теории обучения: «Великая дидактика, содержащая универсальную теорию учить всех всему, или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и, таким образом, в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается, основания почерпаются из самой природы вещей; истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам и, наконец, указывается легкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике».
Из вводной части «Великой дидактики» можно заключить, что обучение, по Коменскому, представляет собой единый процесс передачи знаний учителем учащимся и усвоения этих знаний последними. Обучение представляет собой путь к обогащению разума знаний основных наук. Этот непрерывный единый процесс обучения и учения по Коменскому должен иметь сознательный характер.
Коменский намечает четыре основных требования, которым должно отвечать обучение и учение:
1. успешность;
2. легкость;
3. основательность;
4. быстрота (кратчайший путь обучения).
Эти требования, предъявленные Коменским к обучению, и положения, выработанные к их осуществлению, представляют собой сердцевину дидактического учения Коменского. Большинство этих требований не только прогрессивны для того времени, но они сохраняют свое теоретическое и практическое значение для нашей дидактики и школы.
В учении Коменского относительно природы и закономерностей обучения важным являются его взгляды по вопросу о ступенях обучения. Он определил структурные части процесса обучения, его ступени:
1) чувственное восприятие;
2) пояснение;
3) упражнение.
1) Исходя из положения, что не может быть ничего такого в сознании человека, чего бы раньше не было в ощущениях, он считает, что ключом к обучению, его началом является чувственное восприятие, чувственное обучение. Прежде предмет, а затем или параллельно слово - таково исходное дидактическое положение Коменского. Это положение является универсальным, золотым правилом обучения. На этой ступени обучения служат внешние чувства (зрение, слух, обоняние, осязание) – «для все более и более отчетливого наблюдения вещей».
2) Словесные пояснения учителя, сравнения, обобщения, абстракции. На этой ступени разрабатывается и расширяется понятие того, что путем ощущения, посредством органов чувств отразилось в сознании учащихся. На этой ступени обучения служит разум – «для все более и более глубокого проникновения в вещи».
3) Знание будет полным и действительным, когда оно в результате длительных упражнений и использования на практике становится прочным, когда учащийся в любой момент может восстановить его в памяти, изложить и использовать в дальнейшем. На этой ступени служит «память – для все лучшего и лучшего усвоения; язык - для того, чтобы понятное уметь высказывать все лучше и лучше; руки - чтобы со дня на день искуснее выделывать то, что нужно».
Информация о ообразовании:
Опытно-экспериментальная работа по выявлению
особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в
учебной деятельности
В ходе исследования нами были использованы методики: методика "Весёлый-грустный", методика неоконченных предложений. Методика "Весёлый - грустный" была выбрана нами в связи с тем, что она ориентирована на выявление эмоционально-значимых сторон жизни младших школьников с умственн ...
Лицеи в России. Причины и особенности возникновения
В первой половине XIX века формируется система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие педагогической мысли. ...
Виды и назначение учебно-технической документации в п/о
На уроках п/о чаще всего используются следующие виды учебно-технической документации: 1) Инструкционные карты - применяются при изучении операций. Раскрывают технологическую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой опе ...