Экспериментальное исследование по формированию умения рассказывать с использованием моделирования

Статьи по педагогике » Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования » Экспериментальное исследование по формированию умения рассказывать с использованием моделирования

Страница 1

Вследствие проведенного нами констатирующего эксперимента, мы выявили, что не у всех дошкольников исследуемой нами группы в достаточной мере сформирован необходимый уровень умения рассказывать, а также имеются показатели не сформированности многих разделов развития речи, а потому, исследуемая группа, нуждается в работе по формированию способности рассказывать.

Итак, на основании полученных результатов нами был разработана программа по развитию умения рассказывать, основным методом в которой будет выступать моделирование. Модель нашего формирующего эксперимента смотри в приложении 8.

Первый этап формирования проходил в форме ведения игровых обучающих ситуаций, (где модели еще не вводились) где дошкольникам предоставлялась возможность не только обучаться умению рассказывать по картине, но и проявить свое творчество, для этого мы обратились к комплексу игр, предложенных известными авторами: Кузнецовой А.Б., Сидорчук Т.А.

В ходе проведения игр дети с удовольствием и в непринужденной обстановке придумывали, рассказывали по картинам, одновременно проявляя свои творческие способности. Игры предложены по картине «Собака со щенятами». Например, в ходе ведения игры «Живые картинки», дети не только отвечали за предмет, изображающий ими, но и вживались в роль, говоря уже после игры, «давай мы будем, как на картине изображать собаку со щенятами, ну да, а я снова буду веревкой, которая соединяет будку и собаку». Интересен момент, когда дети, играя в игру «К нам пришел волшебник: я могу только слышать», продолжали, как бы вживаясь в роль на протяжении всего дня делать вид, что не слышат, чтобы дети и рассказывали о том, что происходит. Таким образом, в ходе проведения такого комплекса игр, нам удалось «разжечь» творческую направленность желании говорить, причем не на занятии, а в обычной игровой жизни маленького человечка, а значит стимулировать желание вести речевое развитие самостоятельно. Детям на первых занятиях давались образцы описания предметов, изображенных на картинке, сначала - перед рассказами детей; на последующих занятиях были предложены только планы описания предметов, а образец давался в конце занятия. Работа проводилась в течение месяца. Затем были подведены итоги. Затем детям предлагалось для закрепления представлений о собаке, рассмотреть живого щенка.

Мы понимали, что живой щенок значительно интереснее картины, но о живом щенке еще труднее было составлять рассказ, а нашей задачей было именно формировать умение составлять рассказы по картинке. А живой щенок нужен был нам только для улучшения качества детских рассказов по картине. При рассказывании по картине дети так не отвлекались и могли сосредоточиться именно на описании.

На втором этапе формирования мы обратились к методу моделирования. Основной формой обучения детей рассказыванию с использованием моделирования, здесь уже являлось занятие. К занятию определялись задачи, подбирались методы и приемы. Затем шло усвоение объема знаний, умений, навыков. А закрепление материала, полученного на занятиях, осуществляли в других формах детской деятельности (играх, драматизациях сказок, создании наглядности детьми, работе в книжном уголке).

На занятиях по развитию речи дети учились пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы. Моделирование являлось обязательной составной частью каждого занятия.

Мы использовали все методы моделирования:

1. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)

2. Предметно - схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур, театр-символизация; схемы предлогов: нас, в, к).

3. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

При обучении детей рассказыванию с использованием моделирования главными выступали следующие методические приемы: чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры, кроссворды; рассказ: по плану-схеме; мнемотаблицы, по опорным вопросам, по цепочке, выборочный; по следам демонстрируемого действия; с использованием элементов драматизации; с элементами творчества (языковая трансформация); после деформированного текста; упражнения: лексико - грамматические; специально - коррекционные, эмпатические. технические средства обучения: аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения; моделирование: графические схемы, фланелеграф, иллюстрации произведений, детские рисунки сюжетных фрагментов, детские схемы; иллюстрации рассказа одного ребенка другим (подбором картинок).

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Практическое изучение методов развития музыкального восприятия
В ходе практики на базе УКАЖИ ШКОЛУ нами были разработаны конспекты музыкальных занятий для детей младшего школьного возраста, целью которых было развитие музыкального восприятия. Конспект музыкального занятия Тема «Народные музыкальные инструменты». Цель: − развитие музыкального восприятия д ...

Виды и назначение учебно-технической документации в п/о
На уроках п/о чаще всего используются следующие виды учебно-технической документации: 1) Инструкционные карты - применяются при изучении операций. Раскрывают технологическую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой опе ...

Символическое значение праздников и игр
В педагогике и воспитании значительное место занимает игра, она несет несколько важнейших функций в процессе развития ребенка и подростка. Как известно, на одном из этапов возрастного развития, игра является основой формирования личности и важнейшим фактором социализации ребенка. На то, что игра яв ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru