При обучении детей составлению рассказов-описаний, мы воспользовались схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые и брали за основу, но изменяли и совершенствовали их. В течение месяца мы использовали в работе по обучению детей рассказыванию приёмы мнемотехники.
Кроме этого, нами были проведено несколько занятий:
- «Ателье мод» по составлению описательных рассказов с использованием схем в старшей группе (рассказывание об одежде);
В течение проведения занятия все дети данной группы были активны, с интересом включились. Важным этапом занятия было рассказывание по схеме. Это помогло дошкольникам настроиться на необходимый эмоциональный фон, а также вспомнить легко, выстроить свой рассказ. Речевое развитие детей данной группы отличается неравномерностью. То есть в группе присутствуют дети с достаточно развитой, логичной и последовательной речью, большим для данного возраста словарным запасом (Аня, Валя, Таня). Однако, есть дети, речь которых требует определенной коррекции и дальнейшего развития, а потому у таких детей возникали трудности в ходе составления рассказа с использованием модели – схемы. Данный аспект проявлялся и в ходе проведения занятия. Так, детям с хорошо развитой речью, воспитатель мог дать большую самостоятельность в процессе рассказывания. Другим же дошкольникам требовались многочисленные подсказки и помощь воспитателя.
- Рассказывание сказки «Хаврошечка». Дети достаточно активно включились в работу над моделированием сказки. Минусом данного метода было то, что большое количество времени было потрачено на рассмотрение и ознакомление детей с игрушками, использованными для моделирования сказки. Кроме того, дети в процессе рассмотрения моделей отвлекались от темы и задания. Результативным оказался прием беседы с детьми по вопросам. Ответы детей были правильными, развернутые. При самостоятельной работе дошкольников по моделированию сказки можно отметить, что дети достаточно близко к тексту передавали фразы героев. Следует также сказать о том, что дошкольники передавали текст героев сказки, используя элементы народно-фольклорной лексики. При моделировании сказки дошкольниками была сохранена и правильно передана последовательность событий, логика рассказывания. Сложными для детей оказались некоторые вопросы воспитателя (в конце моделирования сказки). Так, детям было сложно ответить на вопрос о том, почему герои представлены в том или ином цвете – и связать качества героев с цветами.
Следующий этап формирующей работы открывали занятия по составлению рассказов по серии сюжетных картин. При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Нами использовались следующие приемы работы по серии сюжетных картинок:
- Установление последовательности серии.
- Отобрать из нескольких картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ.
- Восстановить последовательность событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить последовательно картинки).
- Определить, какой картинки не хватает (необходимо выложить картинки, кроме одной; дети должны догадаться, чего не хватает, и рассказать; и тогда выкладываем недостающую картинку).
- Найти лишнюю картинку.
- Распутать две сюжетные линии про одного главного героя.
- Подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения.
- Использовать семантические абсурды (найти несоответствие между текстом рассказа и картинками).
Также дети выделяли главную мысль в каждой картинке серии и изображали ее в виде пиктограммы (схематичного рисунка). Таким образом, составлялся графический план рассказа.
Далее следовали составление рассказов по сюжетным картинам. Для составления рассказов мы используем многофигурные картинки с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Мы дежурим», «Дочки-матери», «Семья», «Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»).
Информация о ообразовании:
Формирования эвристических приёмов при обучении математике школьников 5-6-х
классов
По мнению многочисленных исследователей (П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер), именно творческая или «проблемная познавательная задача» является формой передачи опыта эвристической деятельности, основным средством формирования творческого мышления. Сущность такой задачи состоит в том, что на основе некотор ...
Диагностика уровней развития позитивного отношения у школьников к обучению
Вторая глава данной работы представляет собой исследование, посвященное описанию методики формирования позитивного отношения к обучению. В связи с этим, следуя логике педагогического исследования, во второй главе описывается опытно-экспериментальная работа (цель, задачи, условия, содержание, методы ...
Психологические особенности учебной деятельности
Опираясь на учение А.С.Выготского (4), отечественные психологи А.Н.Леонтьев (6), Д.Б.Давыдов (15), Л.В.Занков (12), Н.А.Менчинская (21), П.Я.Гальперин (6), разработали теоретические основы учебной деятельности, которые особенно благоприятно влияют на развитие интеллектуальной, волевой, эмоционально ...