Экспериментальное исследование по формированию умения рассказывать с использованием моделирования

Статьи по педагогике » Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования » Экспериментальное исследование по формированию умения рассказывать с использованием моделирования

Страница 2

При обучении детей составлению рассказов-описаний, мы воспользовались схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые и брали за основу, но изменяли и совершенствовали их. В течение месяца мы использовали в работе по обучению детей рассказыванию приёмы мнемотехники.

Кроме этого, нами были проведено несколько занятий:

- «Ателье мод» по составлению описательных рассказов с использованием схем в старшей группе (рассказывание об одежде);

В течение проведения занятия все дети данной группы были активны, с интересом включились. Важным этапом занятия было рассказывание по схеме. Это помогло дошкольникам настроиться на необходимый эмоциональный фон, а также вспомнить легко, выстроить свой рассказ. Речевое развитие детей данной группы отличается неравномерностью. То есть в группе присутствуют дети с достаточно развитой, логичной и последовательной речью, большим для данного возраста словарным запасом (Аня, Валя, Таня). Однако, есть дети, речь которых требует определенной коррекции и дальнейшего развития, а потому у таких детей возникали трудности в ходе составления рассказа с использованием модели – схемы. Данный аспект проявлялся и в ходе проведения занятия. Так, детям с хорошо развитой речью, воспитатель мог дать большую самостоятельность в процессе рассказывания. Другим же дошкольникам требовались многочисленные подсказки и помощь воспитателя.

- Рассказывание сказки «Хаврошечка». Дети достаточно активно включились в работу над моделированием сказки. Минусом данного метода было то, что большое количество времени было потрачено на рассмотрение и ознакомление детей с игрушками, использованными для моделирования сказки. Кроме того, дети в процессе рассмотрения моделей отвлекались от темы и задания. Результативным оказался прием беседы с детьми по вопросам. Ответы детей были правильными, развернутые. При самостоятельной работе дошкольников по моделированию сказки можно отметить, что дети достаточно близко к тексту передавали фразы героев. Следует также сказать о том, что дошкольники передавали текст героев сказки, используя элементы народно-фольклорной лексики. При моделировании сказки дошкольниками была сохранена и правильно передана последовательность событий, логика рассказывания. Сложными для детей оказались некоторые вопросы воспитателя (в конце моделирования сказки). Так, детям было сложно ответить на вопрос о том, почему герои представлены в том или ином цвете – и связать качества героев с цветами.

Следующий этап формирующей работы открывали занятия по составлению рассказов по серии сюжетных картин. При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Нами использовались следующие приемы работы по серии сюжетных картинок:

- Установление последовательности серии.

- Отобрать из нескольких картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ.

- Восстановить последовательность событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить последовательно картинки).

- Определить, какой картинки не хватает (необходимо выложить картинки, кроме одной; дети должны догадаться, чего не хватает, и рассказать; и тогда выкладываем недостающую картинку).

- Найти лишнюю картинку.

- Распутать две сюжетные линии про одного главного героя.

- Подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения.

- Использовать семантические абсурды (найти несоответствие между текстом рассказа и картинками).

Также дети выделяли главную мысль в каждой картинке серии и изображали ее в виде пиктограммы (схематичного рисунка). Таким образом, составлялся графический план рассказа.

Далее следовали составление рассказов по сюжетным картинам. Для составления рассказов мы используем многофигурные картинки с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Мы дежурим», «Дочки-матери», «Семья», «Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»).

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Виды речи
Существует несколько взаимно связанных видов речи: различают внешнюю речь, к которой, в свою очередь, относятся устная и письменная речь, и внутреннюю речь. Устная речь отличается не только тем, что она выражена в звуках, но главным образом тем, что она служит целям непосредственного общения с друг ...

Мотивационная сфера личности подростка как условие формирования положительного отношения к учебному процессу
Побудительным началом актив­ной мыслительной деятельности должно быть не принуждение к активности, а желание обучаемого решить проблему. Только в этом случае активность будет мотивированной и продуктив­ной. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получишь оценку), а внутренней (станешь инт ...

Обзор известных эвристических приемов
Большую работу по выделению и анализу эвристических приемов проделал известный математик Д. Пойа. Автор выделяет четыре фазы решения творческой задачи и распределяет эвристические приемы по этим фазам. На первой, начальной фазе решения проводится анализ условия, выяснение данных и требований. К это ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru