Игра-драматизация как форма коррекционной работы с детьми с нарушением слуха

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Игра-драматизация как форма коррекционной работы с детьми с нарушением слуха

Страница 1

Материал предыдущего параграфа позволяет с достаточным основанием рассматривать игру не только как обязательную принадлежность детства, но и как значимый элемент социально-педагогической системы, целенаправленно используемый обществом для подготовки детей к «взрослой» жизни. Отношение к игре как средству, обладающему мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционно-развивающим потенциалом прошло длительную проверку временем, а «разнообразная полезность» самостоятельной детской игры и игр взрослых с детьми – что не одно и то же! – тщательно анализировалось в течение ряда веков.

Так, Аристотель подчеркивал важность правильного отбора игр в воспитании маленьких детей. Игры, по его мнению, не должны быть слишком утомительными для ребенка и не быть разнузданными.

В XVII в. Я.А. Коменский относил игру к числу развлечений, способствующих отдыху и восстановлению сил человека и к средствам обучения, т.к. она интересна для детей и способствует возникновению яркого представления молодого поколения о разных сторонах жизни.

Игра – один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Особенности формирования игры у глухих детей связаны с задержкой в развитии восприятии и мышления, недостаточным уровнем воображения, что обедняет восприятие окружающего мира. Ограниченность речевого общения существенно влияет на становление сюжетно-ролевой игры. Особенности игровой деятельности глухих дошкольников были подробно исследованы Г.Л. Выгодской (1972). Важно отметить, что дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, любят играть и стремятся в играх отразить те впечатления, которые они получают посредством наблюдений за окружающей их жизнью и участия в ней. Однако, поскольку круг впечатлений глухого ребенка ограничен тем, что он видит, а его представления о жизни не пополняются за счет общения с другими детьми и со взрослыми, восприятия рассказов и сказок, у него преобладают в основном бытовые игры. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное время носят предметно-процессуальный характер, не становятся сюжетно-ролевой игрой.

Вне специального обучения, без специальной работы, направленной на расширение опыта глухих детей, у них задерживается общественно-мотивационный план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений и очень редко наблюдается выход в более широкий план общественных отношений…

По сравнению с играми слышащих детей, сюжетно-ролевые игры глухих имеют некоторые особенности:

а) В играх глухих детей обращает на себя внимание чрезмерная детализация предметных действий. Дети не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядные предметные действия детально и педантично отражаются в играх. Не умея самостоятельно выделить в воспринимаемом самое существенное, глухие дети нередко в своих играх подражают всем частным особенностям, которые для слышащих детей не имеют такого важного значения. Так, дети при игре «в семью» не забывают «ополоснуть» корыто или таз во время «стирки» или «купания детей», не забывают «разбавить» «горячую» «воду» «холодной» и т.д. Иногда такая детализация поглощает всю игру, тогда вся игра ребенка фактически сводится к детальному изображению одного какого-нибудь действия: ребенок начинает играть просто в «стирку», причем эта «стирка» осуществляется не ради какой-нибудь другой цели, а ради самой «стирки». Сюжет заслоняется детально выполняемыми предметными действиями, снижается уровень игры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Понятие вектора
Многие физические величины, например сила, перемещение материальной точки, скорость, характеризуются не только своим числовым значением, но и направлением на плоскости или в пространстве. Такие физические величины называются векторными величинами (или коротко векторами). Рассмотрим пример. Пусть на ...

Организация и методы исследования
Исследование проводилось в одиннадцатом классе среднеобразовательном учреждении № 21 города в марте месяце 2003 года. Были проведены педагогический анализ опыта работ и анкетирование в ракурсе исследуемой проблемы. В анкетировании (см. приложение 1) участвовали учащиеся 11 класса в количестве 20 че ...

Воспитание и обучение как основные категории педагогики
Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогически ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru