Игра-драматизация как форма коррекционной работы с детьми с нарушением слуха

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Игра-драматизация как форма коррекционной работы с детьми с нарушением слуха

Страница 1

Материал предыдущего параграфа позволяет с достаточным основанием рассматривать игру не только как обязательную принадлежность детства, но и как значимый элемент социально-педагогической системы, целенаправленно используемый обществом для подготовки детей к «взрослой» жизни. Отношение к игре как средству, обладающему мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционно-развивающим потенциалом прошло длительную проверку временем, а «разнообразная полезность» самостоятельной детской игры и игр взрослых с детьми – что не одно и то же! – тщательно анализировалось в течение ряда веков.

Так, Аристотель подчеркивал важность правильного отбора игр в воспитании маленьких детей. Игры, по его мнению, не должны быть слишком утомительными для ребенка и не быть разнузданными.

В XVII в. Я.А. Коменский относил игру к числу развлечений, способствующих отдыху и восстановлению сил человека и к средствам обучения, т.к. она интересна для детей и способствует возникновению яркого представления молодого поколения о разных сторонах жизни.

Игра – один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Особенности формирования игры у глухих детей связаны с задержкой в развитии восприятии и мышления, недостаточным уровнем воображения, что обедняет восприятие окружающего мира. Ограниченность речевого общения существенно влияет на становление сюжетно-ролевой игры. Особенности игровой деятельности глухих дошкольников были подробно исследованы Г.Л. Выгодской (1972). Важно отметить, что дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, любят играть и стремятся в играх отразить те впечатления, которые они получают посредством наблюдений за окружающей их жизнью и участия в ней. Однако, поскольку круг впечатлений глухого ребенка ограничен тем, что он видит, а его представления о жизни не пополняются за счет общения с другими детьми и со взрослыми, восприятия рассказов и сказок, у него преобладают в основном бытовые игры. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное время носят предметно-процессуальный характер, не становятся сюжетно-ролевой игрой.

Вне специального обучения, без специальной работы, направленной на расширение опыта глухих детей, у них задерживается общественно-мотивационный план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений и очень редко наблюдается выход в более широкий план общественных отношений…

По сравнению с играми слышащих детей, сюжетно-ролевые игры глухих имеют некоторые особенности:

а) В играх глухих детей обращает на себя внимание чрезмерная детализация предметных действий. Дети не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядные предметные действия детально и педантично отражаются в играх. Не умея самостоятельно выделить в воспринимаемом самое существенное, глухие дети нередко в своих играх подражают всем частным особенностям, которые для слышащих детей не имеют такого важного значения. Так, дети при игре «в семью» не забывают «ополоснуть» корыто или таз во время «стирки» или «купания детей», не забывают «разбавить» «горячую» «воду» «холодной» и т.д. Иногда такая детализация поглощает всю игру, тогда вся игра ребенка фактически сводится к детальному изображению одного какого-нибудь действия: ребенок начинает играть просто в «стирку», причем эта «стирка» осуществляется не ради какой-нибудь другой цели, а ради самой «стирки». Сюжет заслоняется детально выполняемыми предметными действиями, снижается уровень игры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Творческое мышление как результат эвристического обучения
Эвристический и другие принципы развития творческого мышления не могут быть реализованы без учета возрастных и индивидуально-типических особенностей мышления. Возрастным особенностям интеллектуального развития посвящено немало исследований. В них выявлена стадиальность развития интеллекта, дана хар ...

Разделение содержания темы программы п/о на подтемы
Если на изучение темы отводится не более 36 часов, то, как правило, ее нецелесообразно делить на подтемы, она делится сразу на уроки. На изучение данной темы отводится 12 часов продолжительность производственного обучения составляет 6 часов , тема затрагивает различные виды работ по этому предлагае ...

Что такое глухонемота
Глухота - полное отсутствие слуха или такая степень его понижения, при которой восприятие речи становится невозможным. Абсолютная глухота наблюдается редко. Обычно имеются остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие звуки, в т. ч. и некоторые звуки речи, произнесенные громким голосом над ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru