О готовности к школьному обучению говорят, когда имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную или личностную готовность к обучению в школе.
Интерес к учению рассматривается в дидактике как мотив учебной деятельности, способствующий овладению знаниями. Познавательный интерес к любому объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих детей, именно тогда дети приобретают необходимый опыт, представления. Наличие опыта, представлений, в свою очередь, способствует возникновению у детей стремления узнать о явлении полнее, больше. Вот почему при прохождении темы «Школа» в подготовительной к школе группе велика роль непосредственного опыта, приобретаемого во время целевых прогулок и экскурсий.
Любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С.Л. Рубинштейн, Д.П. Годовикова). Любознательному ребенку хочется познавать, а что именно - не столь важно (в этом проявляется недифференцированность любознательности).
Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т.А. Куликова). Таким образом, познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают уверенность в своих силах.
Объединенными усилиями родителей, воспитателей и учителей важно предупредить возникновение возможных психологических трудностей, причина которых заключается в необходимости быстрой и значительной перестройки поведения.
Поступив в школу, дети должны запомнить непривычное расположение новых помещений, своего рабочего места, внимательно и усидчиво работать на уроке, усвоить и соблюдать новые правила. Нередко затрудняет ребенка нахождение своего места в классном и школьном коллективе.
В процессе подготовки детей к школе в детском саду у ребят формируют умения ориентироваться в обстановке, в пространстве, знакомят с правилами поведения в коллективе, необходимыми будущему школьнику, приучают свободно ориентироваться в помещении детского сада, на улице, в пути, каким ходят они в детский сад и будут ходить в школу, воспитывают умение выполнять требования педагога, контролировать себя, быть внимательным и активным в течение всего занятия.
Дошкольника учат отвечать по определенной форме, правильно сидеть на занятии, пользоваться раздаточным материалом.
В момент поступления в школу необходимо создать такие условия воспитания и обучения, при которых привычки, приобретенные ребенком в детском саду, не менялись бы резко.
К концу пребывания в подготовительной к школе группе у детей формируется дружный коллектив. Разрушение его при поступлении детей в разные классы и разные школы отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии и поведении первоклассников.
В течение первого месяца обучения некоторые дети не хотят выходить на перемену, объясняя это тем, что в коридоре «много народу». Плохо зная друг друга, дети общаются только с соседом по парте и долго не вступают в совместные игры. Воспитатели должны быть активными пропагандистами и проводниками в жизнь того, чтобы их воспитанники попадали в один класс.
Успех подготовки детей к школе обеспечивается установлением тесной связи содержания воспитательно-образовательной работы детского сада с программой начальной школы. Ознакомление воспитателей и учителей с программами и работой смежных звеньев системы народного образования осуществляется как путем рабочих связей одной школы с одним детским садом, так и взаимосвязи школ и детских садов в масштабе района, города (совет по преемственности, постоянно действующий семинар и пр.).
Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.
Информация о ообразовании:
Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших
школьников с нарушением интеллекта
Согласно взглядам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности . Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Г.С. Ком ...
Первые этапы развития внимания
Первый ряд стимулов, вызывающих внимание ребенка – это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка. Первый этап развития внимания – первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизво ...
Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей
старшего дошкольного возраста с аккустико- фонематической дислалией
В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия, предложенные Р.И. Лалаевой , Л.Н. Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н.Ф, Казанской В.Л и др. Речевой и наглядный материал для данных упр ...