Теоретическое обоснование проблемы воспитания готовности детей 7 года жизни к школе на основе экономических знаний

Статьи по педагогике » Педагогические условия воспитания готовности детей 7 года к школе на основе экономических знаний » Теоретическое обоснование проблемы воспитания готовности детей 7 года жизни к школе на основе экономических знаний

Страница 3

Вопросы экономического воспитания в педагогической системе А.С. Макаренко занимали одно из ведущих мест. В своей работе «Семейное хозяйство» он пишет, что из каждого ребенка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный хозяин». Для этого ребенок обязательно должен приобщаться к хозяйственным делам. А.С. Макаренко раскрывает, какими путями можно и необходимо воспитывать у детей бережливость, заботливость, ответственность: через знакомство с трудом родителей, формирование знаний о том, откуда берутся деньги, объяснения, что такое работа. Необходимо знакомить ребенка с семейным бюджетом, с нуждами семьи, перспективами их удовлетворения; необходимо, чтобы он приучался разумно пользоваться вещами, не допускать, чтобы вещи руководили им. Бережливость А.С. Макаренко рассматривает как особую сторону заботливости, которая проявляется в полезных привычках. Бережливость распространяется не только на вещи своей семьи, но и других людей, в особенности на предметы общественного пользования. Бережливость, точность, оперативность, деловитость А.С. Макаренко не называл экономическими качествами, но связывал их с характеристикой хозяина — гражданина своей страны, а это, как известно, главная цель экономического воспитания.

Известный педагог В.А. Сухомлинский в своих работах писал, как важно с детства формировать у подрастающего поколения правильное отношение к миру ценностей, раскрыл своеобразную методику воспитания этого отношения. Он стремился к тому, чтобы на протяжении четырех лет обучения в начальной школе дети постепенно осмысливали важную истину: человек живет благодаря тому, что материальные и духовные потребности удовлетворяют сотни, тысячи других людей. Через всю научно-педагогическую и практическую деятельность В.А. Сухомлинского реализуется идея нравственно-трудового воспитания детей. Он считает, что труд — это воспитательная сила, особенно, если ребенку удается что-то создать самому.

Впервые в 1986 году в рамках нравственно-трудового воспитания дошкольников Шатовой А.Д. была предпринята попытка изучения возможностей решения задач экономического воспитания детей дошкольного возраста. В течение 1989 года педагогами-практиками велась дискуссия «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?», которая завершилась активной поддержкой специалистов по дошкольному образованию целесообразности экономического воспитания детей . Исследования на ступени младшего школьного возраста показали, что экономическое образование и воспитание начинаются уже в дошкольном возрасте. И несмотря на сложность экономики как науки дети дошкольного возраста приходят в первый класс с достаточно богатым багажом знаний из области экономики (А.Ф. Аменд, И.А. Сасова, Т.Е. Сергеева и др.). Ошибочно думать, что эти знания — результат стихийного опыта ребенка.

Среди базисных качеств экономической деятельности при поступлении в школу традиционно особое внимание уделялось в практике воспитания бережливости. Задача воспитания бережливости ставилась в первых программных документах детских садов, но только в рамках нравственного воспитания.

Изучая проблему воспитания бережного отношения к вещам, игрушкам, книгам, был обнаружен интересный факт разного отношения к ним у детей старшего дошкольного возраста. Оказалось, что это отношение связано с тем, чья это вещь, личная или принадлежащая всем детям, поэтому не случайно поднята проблема «мое и наше», так как дети, в зависимости от принадлежности вещи, игрушки, по-разному относятся к ней. (Р.И. Жуковская, И.И. Розанова, П.О. Абдулвагабова и др.). «Мое»— это ценность (стоит денег, в случае поломки — накажут родители), а «общее» — оно для всех, оно не принадлежит никому. Нет конкретного хозяина, так как дети не знают, кто в детском саду купил все необходимое; им «приносят» и «отдают» бумагу, игрушки, фломастеры, а дома — покупают.

Предпосылки готовности к школе посредством экономического воспитания могут формироваться и формируются и в других видах детской деятельности, особенно если воспитатель целенаправленно решает задачи экономического воспитания. К примеру, математика, разнообразные дидактические и творческие игры детей, занятия по ознакомлению с явлениями социальной действительности и т.д. создают благоприятные возможности для решения задач экономической социализации ребенка и формирования предпосылок экономического воспитания дошкольников. Еще в 80-х годах в выводах своего диссертационного исследования, посвященного проблеме формирования математических представлений, Д.С. Чеснаускене отметила влияние математических знаний на экономическое и нравственное развитие дошкольников.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Основные задачи психологав школе
Осн зад псих-га в школе явл псих-ое обес-ие пед-ой деят-ти. Необ-мо выд-ть 2 страт-ии псих-ой деят-ти в школе: ПК и проектирование. Проек-ие предпол-т прогнз-е будующей сит-ии на основе знания её псих-го содер-ия. Кон-е- решение конк-х задач в уже слож-ся сит-ии, помощь в адаптации к ней. Спец-ка р ...

Категориальный аппарат работы
Данный параграф посвящен основным понятиям работы. Этот анализ необходим для того, чтобы разобраться во множестве существующих понятий. И так, знаем, что речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи пред ...

Методики исследования физического развития детей
Физическое развитие является важным критерием оценки состояния здоровья детей и подростков, так как позволяет выявить особенности роста, созревания и гармоничность развития ребенка. Нарушения физического развития сопутствуют самым различным хроническим заболеваниям и адекватно отражают влияние небл ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru