Поступление в школу — событие в жизни ребенка. Объединенными усилиями воспитателей, учителей, родителей важно сформировать у детей устойчивый интерес к школе, учебе, сделать для них поступление в школу радостным и памятным.
Готовность к школьному обучению формируется постепенно. В течение всего пребывания в детском саду воспитатели заботятся о полноценном умственном, физическом, нравственном и эстетическом развитии детей.
В условиях общественного дошкольного воспитания в последнее десятилетие необходимо решение экономических задач. Экспериментальные данные показывают: уже в старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует достаток семьи. Доказательство тому: связь понятий — труд и деньги — обнаруживается уже в четырех-пятилетнем возрасте. На вопрос исследователей: «Как ты думаешь, откуда деньги берутся?» — 80% детей, участвующих в эксперименте, отвечали: «На работе, их зарабатывают».
Исследования в области экономического воспитания школьников показывают: у детей, поступающих в первый класс, в активном словаре свыше 25 понятий из области экономики, связанных с трудом и трудовой деятельностью людей. Дети не только знают, но и соотносят эти понятия с соответствующими жизненными ситуациями: инструменты, работа, соревнование, завод, промышленность, производство, товары, сельское хозяйство, рабочие, крестьяне. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками и, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. Любой педагог, родитель может привести массу примеров активной включенностистаршего дошкольника в социальную действительность, его интерес к тому, что происходит в действительности. Дети обсуждают цены на рынке, знают, что в коммерческих магазинах все дороже, чем в муниципальных; более того знают, что такое валюта, валютные магазины. Если раньше они считали, что сломанные игрушки следует выбрасывать, то теперь утверждают, очевидно помня о дороговизне, все надо беречь.
Данной проблемой занимались педагоги-исследователи Шатова А.Д., Курак Е.А., Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А., Козлова С.А., Коломийченко Л.В., Смирнова Е.В., Смоленцева А.А.
Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А.В. Запорожца. Данной проблемой занимался Д.Б. Эльконин. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.
В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки к школьному обучению: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетцер, 1936; 1954; С. Штребен, 1957; К.Йирасик, 1970, 1978 и др.).
Актуальность нашей темы заключается в том, что она в современном обществе считается одной из новых и интересных, не до конца изученных, ведь в старшем дошкольном возрасте, готовя детей к обучению в школе, необходимо научить ребенка бережливости, уважительному отношению к трудящемуся человеку, бережному отношению к результатам труда людей, природе.
Цель исследования – поиск педагогических условий, направленных на воспитание готовности детей 7-го года жизни к школе на основе экономических знаний.
Объектом исследования является педагогический процесс воспитания готовности к школе на основе экономических знаний детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания готовности детей 7-го года жизни к школе на основе экономических знаний.
Гипотеза исследования: воспитание готовности детей 7-го года жизни к школе на основе экономических знаний будет успешным, если:
- будет отобрано содержание экономических знаний, доступных возраста старшего дошкольника.
- педагогическим условием воспитания готовности детей к школе будет постепенное нарастание субъектной позиции ребенка в игровой деятельности.
Задачи:
1. Изучение теоретических основ воспитания готовности к обучению в школе у детей 7-го года жизни на основе экономических знаний.
2. Выявить особенности интереса, представлений и умений детей старшего дошкольного возраста в области экономического воспитания и школьного обучения.
3. Разработка методики формирующей работы, направленной на воспитание готовности детей к школе на основе экономических знаний;
4. Определить педагогические условия воспитания готовности детей 7-го года жизни к школе на основе экономических знаний;
5. Выявить особенности развивающей среды подготовительной группы для воспитания готовности к школе на основе экономических знаний.
В своей работе мы использовали следующие методы:
Изучение и анализ литературы по данной проблеме.
Метод наблюдения.
Беседы.
Педагогический эксперимент.
Практические задания.
Базой исследования являются дети подготовительной группы ДОУ № 31 г.Ухта в количестве 15 человек.
воспитание готовности детей 7 года жизни к школе на основе экономических знаний будет эффективно, если: - содержание материала занятий (предлагаемые упражнения, практические задания, дидактические игры) будет доступно детям старшего дошкольного возраста;
будет разработана поэтапная система занятий по воспитанию экономических знаний у детей 7 года жизни;
дети будут занимать активную позицию в овладении экономическими понятиями и умениями в самостоятельной деятельности.
педагогический воспитание готовность школа экономический
Информация о ообразовании:
Своеобразие детской самостоятельной игры
Детская самостоятельная игра имеет ряд особенностей: Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Де ...
Характеристика семьи как
социального института
Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье ну ...
Методы изучения самооценки у
детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Для исследования уровня сформированности самооценки и уровня притязаний детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха был сформирован комплекс методик, включающих в себя субъективные и объективные методы. Таким образом, были использованы следующие методы: 1) Метод тестовой диагностики – «С ...