Цель формирующего этапа исследования: обосновать педагогические условия, способствующие экономическому развитию детей 7-го года жизни, как средству воспитания готовности детей к обучению в школе.
Задачи:
Отобрать содержание экономических знаний, доступных возраста старшего дошкольника;
Разработать перспективный план работы по воспитанию готовности к обучению в школе детей 7-го года жизни на основе экономических знаний;
Определить педагогические условия, способствующие воспитанию готовности к обучению в школе детей 7-го года жизни на основе экономических знаний.
Реализация содержания экспериментальной работы осуществлялась в 3 этапа.
1 этап – Подготовительный. Цель: Вызвать интерес у детей подготовительной группы к обучению в школе и к экономике.
2 этап – Основной. Цель: Воспитание готовности к обучению в школе детей 7-го года жизни на основе экономических знаний.
3 этап – Творческий. Цель: Развитие у детей 7-го года жизни способности применять полученные знания и отражать сформированные умения в самостоятельной экономической деятельности.
На I этапе, включающем развитие интереса у детей подготовительной группы к обучению в школе и к экономике, а также создание предметно-развивающей среды. Было проведено 2 игры-занятия.
Чтобы сделать предмет экономики живым и полезным, Шатова А.Д. приблизила содержание своей программы к повседневной жизни дошкольников. Для начала стали использовать пословицы.
«Каждую крошку – в ладошку». Задание детям: предлагаю вспомнить сценку «Испекли звери каравай».
«Терпение и труд – все перетрут». Задание: ответить на вопросы: Почему горожане приобретают дачи? Легко ли вырастить урожай на дачном участке? Почему некоторые люди занимаются садоводством, а другие покупают овощи на рынке?
№ 1. «Ты – хороший хозяин?» (игра-занятие). Цель: Закрепить понятие «бережливость», формировать бережное отношение к предметам, нетерпимость к неряшливости, небрежности; воспитывать уважение к людям разных профессий.
№ 2. «Золотые правила экономики» (игра-занятие). Цель: Познакомить детей с понятиями "экономика", "инфляция", ввести эти слова в речь детей. Продолжать учить изображать по представлению персонажи литературного произведения, изобразительными средствами отражая свои эмоциональные впечатления. Воспитывать культуру речевого общения.
Игры использовались, как для повторения и закрепления уже имеющихся у детей экономических навыков, так и для постижения нового. Сюжетно-ролевые игры активизируют познавательные процессы и способствует лучшему усвоению экономических умений и навыков детей.
После проведения игр-занятий интерес к школе и экономике заметно возрос, дети узнали много нового и интересного о школе, об экономических понятиях и их значении.
В течение 1 этапа работы мы тесно работали с родителями детей. Мы информировали родителей о задачах и содержании формирующей работы с детьми по ознакомлению с экономикой. Родители помогали нам создавать вариативные модели развивающей среды экономического характера, позволяющие интегрировать экономическую деятельность с математической, экологической, изобразительной и другими видами деятельности.
Заметно пополнилась предметно-развивающая среда группы. В группе имеются сюжетно-ролевые игры: больница, магазин, парикмахерская, моряки, школа, библиотека при проведении которых стали учитываться экономические отношения.
В группе появился уголок математических, дидактических и экономических игр и пособий. Есть экономическая игротека «В гостях у гнома Эконома», которая будет активно использоваться во 2 этапе работы и маршрут путешествия в страну Экономию.
На II этапе, целью которого является воспитание готовности к обучению в школе детей 7-го года жизни на основе экономических знаний, нами было проведено 14 занятий по темам:
№ 3. «Фермер» (сюжетно-ролевая игра). Цель: Побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания об окружающей жизни; познакомить с понятием «бартер» (обмен); воспитывать навыки трудолюбия.
№ 4. «Семейный бюджет: доход, расход». Цель: Раскрыть сущность понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия); уточнить представления детей о ведении семейного хозяйства.
№ 5. «Деньги» (игра-занятие). Цель: Дать представление о разнообразии денежных знаков. Объяснить детям почему, зачем и как появились деньги.
№ 6. «Чудо-природа» (игра-занятие). Цель: Закреплять понятие «природа»; выяснить у детей, что, по их мнению, относится к природному миру; подвести ребят к пониманию того, что одни материалы, из которых делают товары, можно найти в природе, а другие — произведены людьми.
№ 7. «Что? Где? Когда?» (игра-викторина). Цель: Закрепить представление детей о разнообразии природных ресурсов, способах их использования; выявить знания детей о производителях товаров и услуг; продолжать учить работать командой, сопереживать, находить коллективный ответ путем обсуждения.
Информация о ообразовании:
Психологические и педагогические предпосылки формирование патриотизма
у детей младшего школьного возраста
Возрастные психологические особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строгого суждения педагога о своих учениках. Возрастные психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику, как на музыкальны ...
Организация элективных курсов по математике
В настоящее время предлагается проводить элективные курсы начиная с 7 класса профильной школы. Создаётся группа учащихся из параллельных классов, возможно так же создание объединённых групп из учеников последовательных классов. Для успешного проведения элективного курса необходимо, по возможности, ...
Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия
В книге «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижност ...