К основным методам диагностики психических состояний, процессов и свойств человека относятся: наблюдение, моделирование и эксперимент.
Наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах наблюдения или проверять исходные предложения, связанные с ними.
Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их реальных моделей или идеальных, прежде всего математических.
Наблюдение является одним из самых старых способом получения информации и одним из самых важных в работе психолога. Выделяют систематическое и несистематическое. Систематическое наблюдение проводится по определенному заранее составленному плану. Результаты в данном случае могут быть классифицированы и обработаны методом статистического анализа. Несистематическое чаще всего проводится в естественных условиях для изучения социальных и социально-психологических явлений. Данный вид наблюдений не очень информативен, но создает общую картину поведения объекта исследования. Лучше применять его в качестве дополнительного метода.
Метод эксперимента состоит в организации целенаправленного наблюдения, это наиболее сложный вид исследования, но является наиболее точным, объективным. Именно в данном виде исследования экспериментатор может влиять на ход событий, умышленно их меняя и регистрируя при этом данные. Выделяют множество видов эксперимента, но основными из них являются лабораторный и естественный (полевое исследование). Лабораторный эксперимент проводится в специальном помещении, где испытуемые обследуются с их согласия, о чем нельзя сказать в естественном эксперименте. В свою очередь психодиагностический метод является констатирующим естественным экспериментом, особенностью которого является его измерительно-описательная и оценочная направленность, то есть он выявляет наличие или отсутствие изучаемого признака. Это метод наиболее подходит для нашей работы.
С точки зрения Л.Ф.Бурлачука, психодиагностический подход имеет три подхода:
1) объективный – диагностика осуществляется на основе успешности выполненной деятельности (тесты и психофизиологические методики);
2) субъективный – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, состояния, поведениях в различных ситуациях (различные опросники);
3) проективный – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным материалом, который становится объектом проекции (проективные методики). Касаясь сферы поставленной в данной работе проблемы, а именно изучение представлений психологов второго курса о стиле межличностных отношений, важно рассмотреть принципы и методы диагностики интерперсональных отношений.
Межличностные отношения проявляются в большом разнообразии сфер человеческого существования, которые во многом отличаются друг от друга.
Важно сказать, что в них действуют различные психологические факторы. На данный момент в психологической науке применяется большое количество методик исследования межличностных отношений. Рассмотрим некоторые из них.
Систематика методик межличностных отношений возможна на различных уровнях:
- на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т.д.);
- на основании задач, решаемых обследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т.д.);
- на основании особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т.д.);
- на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений, методики выявления субъективного отражения межличностных отношений и т.д.).
Одной из самых популярных методик диагностики межличностных отношений является методика Т. Бейлса. Он разработал схему, которая позволяет по единому плану регистрировать различные виды взаимодействий в группе. Важно, чтобы наблюдатель был обученный, так как должен анализировать каждую интеракцию (взаимодействие) в любой группе по 12 показателям. Эти показатели объединяются в четыре общие категории. Это область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. С помощью такой процедуры можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников и пр.
Развивающимся направлением диагностики интерперсональных отношений является наблюдение за игровым имитированием жизненной ситуацией, так называемые ролевые игры. Данные упражнения будут проводиться в рамках «Коммуникативного тренинга» в ходе проведения обследования.
Информация о ообразовании:
Методика работы по формированию
слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
На протяжении всего периода работы следует учитывать, что формирование слоговой структуры слова ведется по двум направлениям: — развитие имитационной способности, т.е. формирование умений к отраженному воспроизведению слогового контура; — постоянный контроль за звукослоговой наполняемостью слова. С ...
Роль искусства в лечении умственно отсталых детей
На протяжении всей истории специальной психологии и коррекционной педагогики исследователи искали методы, сочетающие в себе высокую диагностическую и коррекционную направленность. Уже в начале XX века психиатры и психологи выделяли изобразительную деятельность в качестве одного из важнейших средств ...
Рабочая программа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках
технологии «Ручное ковроделие» 7 класс
Рабочая программа разработана в полном соответствии с проектом Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Министерства образования РФ для учащихся 7 классов, по курсу «Технология» на основе программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обу ...