К диагностике индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения, относится Калифорнийский психологический опросник личности (CPI). Был разработан по принципу MMPI в конце 1960-х гг. американским психологом Дж. Гоухом. Выявляет социально-психологические характеристики личности. Ответы на 480 утверждений обобщаются в 18 шкал. Шесть шкал (первая группа) измеряют уравновешенность, самоуверенность, и адекватность в межличностных отношениях. Вторая группа шкал выявляет зрелость и социализацию личности, ее ответственность и межличностные ценности. Третья группа измеряет потенциал достижений и развития человека, его интеллектуальную эффективность.
На диагностику субъективного отражения интерперсональных отношений направлены такие методики, среди которых особое место занимает методика тематической апперцепции. Одной из таких методик является методика исследования межличностных отношений в семье (FPI). Опубликована Дж. Антони и Е. Бене в 1957г. Ее преимущество в том, что ее можно использовать как взрослым, так и детям. Полный вариант теста – 40 сцен из семейной жизни. Определенный набор картинок подбирается в соответствии с тем, какого пола ребенок в семье. Рассказы по каждой картинке анализируются по синтаксической и грамматической структуре. Ответы разделяются на главные, дополнительные предложения и восклицания. Проанализированная единица выделяется в следующие категории: К-1 – описание картинки, К-2 – взаимодействие людей, К-3 – характеристика личности, К-4 – разное. При обследовании данной методикой всех членов семьи полученная информация дает полную картину взаимоотношений в семье.
Еще одним вариантом личностного опросника является модифицированный вариант межличностной диагностик Т. Лири. Данная методика направлена на диагностику интерперсональных отношений и свойств личности, которые являются существенными при взаимодействии с другими людьми. Задача испытуемого состоит в соотнесении каждой из 128 лаконичных характеристик с оценкой своего «Я». Первичные оценки определяются по «ключу» по 16 характеристикам, которые формируют 8 октант психограммы. Оси психограммы отражают следующие варианты межличностных отношений: 1) властный – доминирующий; 2) независимый – доминирующий; 3) прямолинейный – агрессивный; 4) недоверчивый – скептический; 5) покорный – застенчивый; 6) зависимый – послушный; 7) сотрудничающий – конвенциальный; 8) ответственный – великодушный.
В нашем исследовании выбрана методика диагностики интерперсонального отношения Т. Лири, так как методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе, идеальном «Я» и взаимоотношений в ближайшем окружении. Можно выделить следующие аспекты при заполнении опросника: самооценка, описание идеального «Я», оценка близких людей, оценка себя «глазами близких» (двойная рефлексия). Выбор этих аспектов достаточно произволен и определяется целями и задачами исследования: однако важно, что по всем избранным аспектам оценивание производится с помощью одного и того же текста опросника. В нашем случае такими аспектами являются самооценка и описание качеств, которые должны принадлежать профессиональным психологам, то есть к тому образу, к которому стремятся студенты, обучающиеся на втором курсе.
Информация о ообразовании:
Факторы формирования позитивного отношения у школьников к обучению
Осуществляемый учителями процесс обучения представляет собой развитую, многоаспектную систему, основными назначениями которой являются: •производство знаний; •передача знаний; •распространение знаний. Однако, передача знаний, по нашему мнению, должна базироваться на позитивном отношении к учению. В ...
Виды работ в старшем дошкольном возрасте
Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»: 1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки. 2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взросл ...
Центры социального обслуживания семьи и детей
В нашей стране в 1992 г. правительство принимает постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которая включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Социальная политика относительно семьи и детей прояви ...