Оказывается, что на ранних этапах экономической социализации интеллектуальное развитие (как субъективный фактор) оказывает основное влияние на успешность протекания экономической социализации.
С.А. Козлова приходит к выводу, что существенных различий в понимании детьми экономических реалий не наблюдается, с чем трудно согласиться.
Решение проблемы экономического образования детей дошкольного и школьного возраста имеет общую тенденцию — тенденцию к обучению. Несмотря на то, что ставится задача экономического воспитания дошкольников, основная работа с детьми связана с формированием у них знаний, понятий из области экономики (Е.А. Курак, Л.А. Михирева, А.Н. Орешина, Л.Н. Галкина и др.). В основу разработки экономических знаний положен системно-личностный подход; эффективное средство усвоения знаний — игра, «игровой компонент». Отказываясь от традиционных занятий, предлагается осуществлять работу с детьми «в виде циклов учебных ситуаций» (Е.А. Курак и др.). Это объясняется особенностью возраста, отсутствием в дошкольном возрасте реальной экономической деятельности.
Один из дискуссионных вопросов проблемы экономического воспитания — это возраст ребенка, т.е. с какого возраста целесообразно приобщать детей к экономике. Определить возрастные границы экономического образования не просто, так как уровень развития детей, даже в пределах одного возраста, очень разный. А.Г. Асмолов понимает личность как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку ребенка в иерархии ценностей. Обратимся к психологическим особенностям дошкольников, подтверждающих позицию относительно того, что такую работу необходимо начинать с пяти лет, т.е. со старшего дошкольного возраста (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, Л.Ф. Обухова, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, Р.Б. Стеркина, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Каданкова и др.):
у детей старшего дошкольного возраста проявляются попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, происходит существенный перелом в понимании причинности;
происходит формирование нового типа психической организации, обеспечивающей более эффективную адаптацию к социальной реальности;
речь начинает выполнять основную функцию в регуляции поведения и деятельности детей, появляется способность решать задачи в умственном плане;
с пяти лет общение детей становится внеситуативно-личностным, возникают сопереживание и взаимопонимание. Игра достигает высокого уровня развития, и в ней пятилетки активно не только воспроизводят мир взрослых, но и отношения между ними;
к пяти годам у ребенка складывается истинная самооценка, которая позволяет ребенку осознавать свои возможности (успех-неуспех), т.е-. критическое отношение к себе и результатам своей деятельности;
начинают появляться мотивы рассудочного характера.
Выше перечисленные психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, бесспорно, важны для формирования предпосылок учебной деятельности с усвоением экономического опыта. Опираясь на свой научный и практический опыт, мы считаем, что старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников, так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно— невыгодно», «дорого - дешево», «честно - нечестно», в ситуациях обмена пытаются схитрить, выгадать, обмануть. В этом подтверждение того, что проблема экономического воспитания находится в тесной взаимозависимости с нравственным воспитанием, развитием личности ребенка, а самое главное и подготовки детей к обучению в школе.
Изучая данную проблему в течение многих лет, Шатова А.Д. и её ученики убедились, что в работе с детьми дошкольного возраста может идти речь о возможности формирования лишь предпосылок экономического воспитания. Сложность экономических законов и категорий, на которых основано содержание экономического воспитания, возрастные возможности дошкольников требуют осторожности в отборе как содержания, так и методов экономического воспитания.
Таким образом, готовность к обучению в школе имеет комплексный характер и в неё входит обучение детей 7-го года жизни азам экономики. В качестве предпосылок экономического воспитания мы рассматриваем доступные знания из области экономики и качества доступной экономической деятельности, которые необходимы в учебной деятельности будущих первоклассников. Это — бережливость, экономность, рациональность, деловитость (БЭРД), ведущие составляющие характеристики человека-хозяина. Эти качества являются одним из важнейших условий становления ценностных ориентации ребенка, начал его экономической
Информация о ообразовании:
Развитие внимания в подростковом возрасте
Подростковый возраст характеризуется большей, чем у младшего школьника, интенсивностью, концентрацией и устойчивостью внимания. Если подросток чем-либо заинтересовался, он может долго быть внимательным. Его внимание обуславливается, помимо привычки быть внимательным, появлением интересов познавател ...
Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий
Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения. В условиях и ...
Характеристика проявления скоростно-силовых качеств в
спортивной деятельности волейболиста
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечением оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая ...