Дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста

Статьи по педагогике » Закономерности и принципы обучения детей дошкольного возраста » Дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста

Страница 1

В последнее время в результате интенсивных научно-методических исследований и разработок появились новые подходы к пониманию и классификации дидактических принципов, касающихся обучения детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. В частности, Л.М. Фридман предлагает следующую психологическую классификацию принципов обучения в начальной школе: развитие личности, самодеятельность, самоорганизация, коллективизм, ролевое участие, ответственность, эмоциональное благополучие каждого ребенка.

В современной дошкольной дидактике известны подходы Л.М. Клариной, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, Е.Е. Шулешко. Л.М. Кларина в своей личностно ориентированной дидактике применительно к художественному обучению считает необходимым соблюдение принципов эмоциональной настроенности ребенка, создания у него установки на самостоятельные сознательно-ориентировочные и творческо-поисковые действия, организацию самоконтроля в практической деятельности. В то же время для обеспечения познавательного развития ребенка Кларина Л.М. считает важным соблюдение таких принципов, как вариативность моделей обучения, развитие самоценных, доставляющих удовольствие, форм активности, единство трех форм отражения действительности: образной, зна-ково-логической и действенной. К обязательным требованиям организации обучения дошкольников относятся также в ее представлении принципы приоритетного старта, стимуляции ассоциативных связей, фиксации успеха, этапности, наличия общего психологического пространства, игрового характера преподавания и учения, преемственности и непрерывности образования в детском саду и начальной школе. Вышеизложенные теоретические позиции, входящие в концепцию "Сообщество детей и взрослых: поиск моделей его развития" нашли свое отражение в практической работе по реализации в экспериментальном детском саду проекта "Детское королевство". В нем сделана интересная, с нашей точки зрения, попытка создания системы развивающих тематических ситуаций, лежащих внутри типично детских видов деятельности, в первую очередь игры, разных ее видов. Организация развивающих ситуаций предполагает создание специальной среды ≈ развивающих центров, например, центр общения, математический центр, центр искусств и др. В них дети овладевают новыми средствами и способами взаимодействия с окружающим миром. Имеются в виду познание, преобразование и эмоционально-ценностное отношение ко всем составляющим окружающий мир сферам: природе, культуре, к другим и к самому себе.

Чрезвычайно интересные идеи современной дошкольной дидактики ≈ тематическая, личностно-смысловая событийность, совместное детско-взрослое проектирование, проживание и рефлексия, реальная общность детей разного дошкольного и младшего возраста, включенность родственников детей в жизнь учреждения ≈ получили в отечественной науке и практике наибольшее развитие в связи с работами Г.Г. и Е.Е Кравцовых. Ими и их учениками дано глубокое психологическое обоснование сущности обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте как совместной деятельности детей, базирующейся на широком смысловом содержательном контексте.

Вышеуказанные ученые считают, что главное внимание воспитателей и родителей детей среднего и старшего дошкольного возраста должно быть сосредоточено на развитии отношений ребенка со взрослым, со сверстниками и самим собой, т.е. речь идет о формировании у детей такого личностного новообразования, как произвольность в общении. Произвольность в общении со взрослым выражается в умениях ребенка преодолевать свои сиюминутные желания, в способности понимать позицию взрослого и условный план в его вопросах. Для становления совместной учебной деятельности в игре особую значимость приобретают умения дошкольника устанавливать содержательные контакты, взаимодействовать в общем деле. Речь идет о способностях каждого ребенка устойчиво удерживать общую игровую цель, относиться к сверстнику как к партнеру, умении работать в общем ритме и темпе, найти собственное место в структуре деятельности. И здесь особая роль принадлежит играм с правилами, в которых ребенок учится добровольно подчиняться и принимать внешние нормы, не испытывая внутреннего дискомфорта и принуждения. В разнообразной игровой деятельности происходит формирование произвольности в общении ребенка с собой. Он научается содержательно оценивать собственную деятельность, принимать отрицательные оценки, рефлексировать свои чувства, эмоции, отношения.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Педагогика НХТ как наука
Педагогика НХТ является частью современной педагогической науки, вобравшей в себя все лучшее из ее опыта; изучает способы воспитательного воздействия на личность средствами народного художественного творчества. Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понима ...

Советский период художественного образования
Первые опыты Советское общество конца 20-х начала 30-х годов ощущает недостатки в системе художественного образования. Ослабление связей с традициями академической школы изобразительного искусства. В начале 20-х годов во многих школах детей не учили правильному, реалистическому рисованию. Абстрактн ...

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Четвертый этап развития внимания – второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания. На втором году жизни, благодаря появлению возможности самостоятельно передвигаться и приобретению умения не просто манипулировать предметом, а выполнят ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru