Обзор известных эвристических приемов

Страница 1

Большую работу по выделению и анализу эвристических приемов проделал известный математик Д. Пойа. Автор выделяет четыре фазы решения творческой задачи и распределяет эвристические приемы по этим фазам.

На первой, начальной фазе решения проводится анализ условия, выяснение данных и требований. К этой фазе автор относит такие приемы, как:

- исследование данных задачи (достаточны ли они, или недостаточны, или противоречивы);

- построение чертежа, введение обозначений и переформулировка задачи;

- развертывание определений (заменить термины их определениями»).

Вторая фаза решения задачи - составление плана решения. К этой фазе автор относит следующие приемы:

- решение от конца к началу;

- использование аналогичных, вспомогательных задач (частных или общих задач);

- введение вспомогательных элементов (неизвестных, более близких к искомому).

Третья фаза заключается в осуществлении плана решения. Для этого необходим:

- контроль каждого шага;

- доказательство правильности каждого шага.

На четверном этапе происходит изучение полученного решения. На этом этапе осуществляется:

- проверка результатов;

- проверка хода решения;

- поиск другого способа получения результата;

- использование полученного результата и метода решения.

Ясно, что к эвристическим приемам, мы можем отнести методы и приемы первой и второй фаз.

О.К. Тихомиров выделяет две начальные фазы в процессе решения творческих задач: фазу нахождения решения и фазу его проверки. Первая фаза включает следующие этапы:

1) «начальное обследование ситуации», т.е. ознакомление с составом элементов, установление элементов, установление функциональных связей между элементами, установление конфликта - всесторонний анализ ситуации;

2) подготовка попытки;

3) проигрывание попытки;

4) переобследование ситуации при недостижении цели;

5) новые попытки в том же составе.

Как видно, этапы 2-5 представляют собой фактически приемы работы с гипотезами: выдвижение, проверка, анализ.

Особое значение формирования эвристических приемов у школьников отмечает Ю.Н. Кулюткин. Автор пишет: «Усвоение школьником обобщенных связей и зависимостей внешнего мира, переход от конкретного к абстрактному составляет главное условие развития творческого мышления. Вместе с тем чрезвычайно важно формировать у учащихся и сами приемы вычленения отношений (эвристики)». Ю.Н. Кулюткин выделяет следующие разновидности эвристик:

1. Прием упрощения (временной редукции) некоторых отношений и связей между объектами. Этот прием в зависимости от содержания задач можно проводить двумя разными путями.

а) Если в задаче определяется система одновременных взаимодействий между различными составляющими, то упрощение заключается в предварительном «разведении», дивергенции этих взаимодействий.

б) Если в задаче определяется система последовательных воздействий, то упрощение заключается в конвергенции, «сокращении», «укрупнении» отдельных этапов.

Понятно, что в обоих случаях упрощение носит временный характер, и производится для того, чтобы построить некоторую исходную гипотезу. Как только исходная гипотеза возникает, на задачу вновь накладываются ограничения.

2. Прием переформулирования - временный отказ от определенности какой-то одной формулировки, продуцирование ряда тождественных формулировок.

3. Прием решения «от начала» и «от конца» - сокращает длину последовательных преобразований сразу с двух сторон.

4. Прием «блокирования» составляющих - вначале преобразуются укрупненные «блоки», затем анализируются отношения внутри этих «блоков». Примером такого приема может служить прием замены переменной.

5. Прием использования аналогии.

Автор распределяет выделенные приемы по трем этапам решения творческих задач:

1. Анализ данных, условий и их соотношений. Появление общей идеи. Операции сопоставляются с требованиями.

2. Специализация и конкретизация общей гипотезы (идеи). Операции сопоставляются с общей идеей (в отличие от сопоставления с требованиями на 1-ом этапе).

3. Нахождение конечного результата (результат сопоставляется с требованиями).

Таким образом, на каждом этапе решения творческой задачи присутствует прием верификации (сопоставления). Общее же содержание процесса решения представляет собой временный отказ от ограничивающих условий с последующим их наращиванием.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Проблемы одаренных детей
Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы. Отсюда у таких одаренных детей возникают различные проблемы. 1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них. 2. ...

Планирование работы по теме «Весна» в старшей группе
Работа с мнемотаблицей на слово «весна». 1. Перекодирование информации по данной таблице. Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются ...

Пластическое интонирование
Интонационное постижение музыки сопоставимо с действенным анализом в системе К.С. Станиславского, направленным на раскрытие творческой природы актёра. Первая ступень восприятия музыкального образа ребёнком связана, прежде всего, с анализом своего переживания. Дети не путем вербализации, а через акт ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru