Лицеи в России. Причины и особенности возникновения

Статьи по педагогике » Педагогика лицейского образования » Лицеи в России. Причины и особенности возникновения

Страница 1

В первой половине XIX века формируется система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие педагогической мысли.

С 1830 года происходит оформление новой социальной группы - разночинцев, которые становятся носителями идей переустройства общества (интеллигенция). В 1830-1850 гг. в сфере образования определились две основные тенденции развития:

- проявление официальной политики в стиле авторитарности, национализма;

- демократические устремления общества.

В 1802 году организовано Министерство народного просвещения. Реорганизация национальной системы образования началась с принятия в 1803 году Предварительных правил народного просвещения и в 1804 году Устава учебных заведений, подведомых университетам. В уставе предусматривалось преобразование главных и малых народных училищ. Новая система предусматривала четыре ступени образования:

- Университеты (высшая ступень);

- Гимназии (средняя ступень);

- Уездные училища (промежуточная ступень);

- Приходские школы (начальная ступень).

Между ступенями должна была быть преемственность. Обучение в приходских школах шло один год, а в уездных училищах два года. Курс гимназического образования составлял четыре года. В течение этого времени учащиеся изучали латынь, географию, историю, статистику, логику, поэзию, русскую словесность, математику, зоологию, минералогию, коммерцию, технологию. Не было богословия и русского языка.

В 1808 году в гимназиях вводят Закон Божий. Возникают частные учебные заведения: Ришельевский лицей в Одессе; Ярославский лицей; Лазаревский институт восточных языков в Москве и др. Первым объектом реформ оказалась высшая школа. Появляются новые университеты: Харьковский, Казанский, Петербургский.

Преобразование прежних гимназий, главных народных училищ в гимназии нового типа, а малых народных училищ в уездные растянулось почти на два десятилетия. Документами подтверждалось передовое направление светского образования, преемственность системы обучения, гуманистические задачи воспитания:

- "приучение" учащихся к трудолюбию;

- возбуждение в учащихся охоты к учению;

- воспитание честности и благонравия, исправление "дурных" наклонностей и др.

Заметную роль в становлении частных начальных учебных заведений сыграли декабристы. Декабристы Ф.П. Глинка и др. объединялись в Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения (А. Белл). В 1818 - 1822 гг. в Петербурге открыто четыре таких училищ. Тогда же учреждаются солдатские школы обучения грамоте.

Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах, где обычно, воспитание осуществляли иностранцы. Роль частного пансионного воспитания была ослаблена учреждением Лицеев - государственных закрытых учебных заведений для дворянства.

Особую роль в их становлении сыграл М.М. Сперанский (Царскосельский лицей). Лицеисты получали образование, приравненное к университетскому. В дворянской среде по-прежнему преобладало домашнее воспитание, хотя результаты такого воспитания становились неприемлемыми.

Значительным влиянием при определении школьной политики пользовался князь Александр Николаевич Голицин. В 1812 году он сделался первым главой Русского Библейского общества, которое основало несколько начальных школ для бедняков. В 1816 году Голицин возглавил Министерство образования. Был издан манифест о создании Министерства народного просвещения и духовных дел, что, по сути, означало удар по светскому образованию. Университеты должны были готовить преподавателей богословия. Сподвижник министра М.Л. Магницкий подготовил инструкции для университетов, где доказывалось, что истины основанные на одном разуме: "суть лишь эгоизм и скрытая гордыня". При министре просвещения А.С. Шиликове произошел возврат к национальному православию. Истинное просвещение, по его мнению, состоит в страхе божьем. Шиликов преследовал цель ограничить научное образование.

При царствовании Николая I были попытки выработать школьную политику, направленную на укрепление общественной стабильности. В 1828 году министром просвещения был назначен граф Ливен, при котором был принят новый Устав о начальных и средних школах (1828 г.).

В уставе подтверждалась существующая четырехступенчатая система образования, и провозглашался принцип - каждому сословию свой уровень образования:

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Определение понятий «физическая культура» и «физическое воспитание»
Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат деятельности, средство и способ совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей. При исходном определении понятия «физическая культура», это понятие принципиально недопустим ...

Экскурсия на озеро Инерка
Выездная экскурсия проводиться во внеурочное время. Выезд лучше организовывать весной или летом. Место проведения экскурсии: Большеберезняковский район Республики Мордовия. Цель экскурсии – изучить физико-географическое состояния долины реки Суры и озера Инерка и выявить влияние негативных экологич ...

Особенность мыслительной деятельности подростков
Подростковый возраст - это возраст от 10 –11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 6-8 классов. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысл ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru