Понятие здоровья

Страница 1

Обращаясь к понятию «здоровье», мы постараемся дать разные точки зрения на это явление. Так как здоровье интересует разные сферы знания, то истолкование этого понятия будет разным.

Бытовое истолкование понятия мы найдем в толковом словаре: «Здоровье определяется как правильная, нормальная деятельность организма, а также как то или иное состояние организма (крепкое здоровье, слабое здоровье)».

Энциклопедический словарь трактует понятие следующим образом: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья, что в преамбуле Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов».

Понятие здоровья является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учетом полового, возрастного факторов, а также климатических и географических условий.

Здоровье необходимо характеризовать не только качественно, но и количественно, так как существует понятие о степени здоровья, определяемой широтой адаптационных возможностей организма. Хотя здоровье представляет собой состояние, противоположное болезни, оно может быть связано с ней различными переходными состояниями и не имеет четких границ. Состояние здоровья не исключает наличия в организме еще не проявившегося болезнетворного начала или субъективного начала в самочувствии человека. Возникает понятие «практически здоровый человек», при котором наблюдаемые в организме патологические изменения не сказываются на самочувствии и не отражаются на общем состоянии человека. Отсутствие манифестированных нарушений здоровья еще не указывает на отсутствие болезненного состояния, т.к. перенапряжение защитно-приспособительных механизмов, не нарушающих здоровье, может привести к развитию болезни.

К факторам, формирующим здоровье человека, относятся:

- финансовое положение;

- условия жизни (социальная среда);

- наличие вредных факторов в окружающей среде (и профессиональной сфере родителей);

- уровень и характер питания;

- жилищные условия;

- образ жизни;

- состояние здравоохранения и социально-экономическое состояние страны в целом.

Применительно к здоровью ребенка указанные факторы являются как непосредственно определяющими здоровье ребенка (окружающая среда, например), так и опосредованно (профессиональная деятельность родителей и наличие генетической предрасположенности к болезням, социальный статус родителей, жилищные условия родителей и т.д.).

В результате анализа исследований, посвященных определению понятия здоровья с психолого-педагогических позиций, мы выявили следующие составляющие здоровья. Выявлено, что большинство ученых на первое место ставят фактор адаптации, который определяет высокую приспособляемость организма к изменившимся условиям внешней среды и значительным психическим и физическим нагрузкам; социальный фактор; воспитание.

На втором месте факторы сохранения и регулирования постоянства внутренней среды, которые имеют защитно-приспособительный характер, компенсирующий изменения в организме в процессе его адаптации (гомеостазис) (А.Г. Дембо, Л.Г. Татарникова). Адаптация тесно связана с такими процессами, как самопознание, самоощущение и самореализация, которые являются составляющими «Я»-концепции человека.

Все эти процессы определяют здоровье. Оно имеет рефлексивный характер, поэтому можно сказать, что здоровье – динамический процесс, имеющий свое направление и скорость, в связи с чем возникает сложность определения критериев этого изменяющегося процесса. Здоровье – индивидуальное состояние организма, что также затрудняет выделение показателей его функционирования.

Подводя итог существующим исследованиям, В.Н. Муравьева заключает: «В современном понимании здоровье – это не только жизнь без болезней, но и гармоническое развитие, высокая умственная и физическая работоспособность, умение быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям среды».

Опираясь на теоретические положения известных отечественных и зарубежных исследователей по проблемам физиологии и физического воспитания (П.К. Анохин, Ю.Ф. Змановский, Т.М. Осокина, И.И. Брехман, М. Штарк и др.), М.В. Корепанова в комплексное определение здорового ребенка включает такие характеристики, как жизнерадостность, устойчивость к неблагоприятным внешнесредовым факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности, мотивация к ведению здорового образа жизни.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Подготовка и проведение экскурсий по математике
Трудности. Первая реакция на предложение провести математическую экскурсию вызывает замешательство, недоумение и растерянность даже у опытных учителей. В учебниках по методике преподавания математики нет подобных рекомендаций. Такого собственного опыта у учителей тоже нет. Они готовы провести одну ...

А.С. Макаренко о педагогическом такте как средстве усиления воспитательного воздействия на детей
Макаренко Антон Семенович, – выдающийся советский педагог, писатель. Родился 1(13).3.1888 г., Белополье, ныне Сумской области, – умер 1.4.1939 г., Москва. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) Макаренко учительствовал на Украине. В 1917 году он око ...

Анализ сочинений
Смысл уроков анализа в том, чтобы подготовить учащихся к переработке созданного текста и к работе над новым сочинением. Поэтому на таких уроках учитель кратко анализирует содержательно-речевую сторону проверенных работ: раскрытие темы сочинения, наличие замысла, степень его реализации и оригинально ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru