Обращаясь к понятию «здоровье», мы постараемся дать разные точки зрения на это явление. Так как здоровье интересует разные сферы знания, то истолкование этого понятия будет разным.
Бытовое истолкование понятия мы найдем в толковом словаре: «Здоровье определяется как правильная, нормальная деятельность организма, а также как то или иное состояние организма (крепкое здоровье, слабое здоровье)».
Энциклопедический словарь трактует понятие следующим образом: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья, что в преамбуле Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов».
Понятие здоровья является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учетом полового, возрастного факторов, а также климатических и географических условий.
Здоровье необходимо характеризовать не только качественно, но и количественно, так как существует понятие о степени здоровья, определяемой широтой адаптационных возможностей организма. Хотя здоровье представляет собой состояние, противоположное болезни, оно может быть связано с ней различными переходными состояниями и не имеет четких границ. Состояние здоровья не исключает наличия в организме еще не проявившегося болезнетворного начала или субъективного начала в самочувствии человека. Возникает понятие «практически здоровый человек», при котором наблюдаемые в организме патологические изменения не сказываются на самочувствии и не отражаются на общем состоянии человека. Отсутствие манифестированных нарушений здоровья еще не указывает на отсутствие болезненного состояния, т.к. перенапряжение защитно-приспособительных механизмов, не нарушающих здоровье, может привести к развитию болезни.
К факторам, формирующим здоровье человека, относятся:
- финансовое положение;
- условия жизни (социальная среда);
- наличие вредных факторов в окружающей среде (и профессиональной сфере родителей);
- уровень и характер питания;
- жилищные условия;
- образ жизни;
- состояние здравоохранения и социально-экономическое состояние страны в целом.
Применительно к здоровью ребенка указанные факторы являются как непосредственно определяющими здоровье ребенка (окружающая среда, например), так и опосредованно (профессиональная деятельность родителей и наличие генетической предрасположенности к болезням, социальный статус родителей, жилищные условия родителей и т.д.).
В результате анализа исследований, посвященных определению понятия здоровья с психолого-педагогических позиций, мы выявили следующие составляющие здоровья. Выявлено, что большинство ученых на первое место ставят фактор адаптации, который определяет высокую приспособляемость организма к изменившимся условиям внешней среды и значительным психическим и физическим нагрузкам; социальный фактор; воспитание.
На втором месте факторы сохранения и регулирования постоянства внутренней среды, которые имеют защитно-приспособительный характер, компенсирующий изменения в организме в процессе его адаптации (гомеостазис) (А.Г. Дембо, Л.Г. Татарникова). Адаптация тесно связана с такими процессами, как самопознание, самоощущение и самореализация, которые являются составляющими «Я»-концепции человека.
Все эти процессы определяют здоровье. Оно имеет рефлексивный характер, поэтому можно сказать, что здоровье – динамический процесс, имеющий свое направление и скорость, в связи с чем возникает сложность определения критериев этого изменяющегося процесса. Здоровье – индивидуальное состояние организма, что также затрудняет выделение показателей его функционирования.
Подводя итог существующим исследованиям, В.Н. Муравьева заключает: «В современном понимании здоровье – это не только жизнь без болезней, но и гармоническое развитие, высокая умственная и физическая работоспособность, умение быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям среды».
Опираясь на теоретические положения известных отечественных и зарубежных исследователей по проблемам физиологии и физического воспитания (П.К. Анохин, Ю.Ф. Змановский, Т.М. Осокина, И.И. Брехман, М. Штарк и др.), М.В. Корепанова в комплексное определение здорового ребенка включает такие характеристики, как жизнерадостность, устойчивость к неблагоприятным внешнесредовым факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности, мотивация к ведению здорового образа жизни.
Информация о ообразовании:
Пример построения обучающей программы
Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно- ...
Воспитание и его место вструктуре образовательного процесса
Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие ...
Формирование позитивного отношения у учеников к обучению в процессе
применения современных инновационных уроков в условиях школьного образования
Вместе с тем, никакой материал не может быть усвоен хорошо, как отмечает Б.Г. Ананьев, если он не интересен, нет положительного настроя. Позитивное отношение к обучению мобилизует возможности, обеспечивает внимание, и лучшее понимание и запоминание. То, что делается с интересом, делается вдвойне ус ...