Понятие здоровья

Страница 1

Обращаясь к понятию «здоровье», мы постараемся дать разные точки зрения на это явление. Так как здоровье интересует разные сферы знания, то истолкование этого понятия будет разным.

Бытовое истолкование понятия мы найдем в толковом словаре: «Здоровье определяется как правильная, нормальная деятельность организма, а также как то или иное состояние организма (крепкое здоровье, слабое здоровье)».

Энциклопедический словарь трактует понятие следующим образом: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья, что в преамбуле Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов».

Понятие здоровья является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей, определяемых с учетом полового, возрастного факторов, а также климатических и географических условий.

Здоровье необходимо характеризовать не только качественно, но и количественно, так как существует понятие о степени здоровья, определяемой широтой адаптационных возможностей организма. Хотя здоровье представляет собой состояние, противоположное болезни, оно может быть связано с ней различными переходными состояниями и не имеет четких границ. Состояние здоровья не исключает наличия в организме еще не проявившегося болезнетворного начала или субъективного начала в самочувствии человека. Возникает понятие «практически здоровый человек», при котором наблюдаемые в организме патологические изменения не сказываются на самочувствии и не отражаются на общем состоянии человека. Отсутствие манифестированных нарушений здоровья еще не указывает на отсутствие болезненного состояния, т.к. перенапряжение защитно-приспособительных механизмов, не нарушающих здоровье, может привести к развитию болезни.

К факторам, формирующим здоровье человека, относятся:

- финансовое положение;

- условия жизни (социальная среда);

- наличие вредных факторов в окружающей среде (и профессиональной сфере родителей);

- уровень и характер питания;

- жилищные условия;

- образ жизни;

- состояние здравоохранения и социально-экономическое состояние страны в целом.

Применительно к здоровью ребенка указанные факторы являются как непосредственно определяющими здоровье ребенка (окружающая среда, например), так и опосредованно (профессиональная деятельность родителей и наличие генетической предрасположенности к болезням, социальный статус родителей, жилищные условия родителей и т.д.).

В результате анализа исследований, посвященных определению понятия здоровья с психолого-педагогических позиций, мы выявили следующие составляющие здоровья. Выявлено, что большинство ученых на первое место ставят фактор адаптации, который определяет высокую приспособляемость организма к изменившимся условиям внешней среды и значительным психическим и физическим нагрузкам; социальный фактор; воспитание.

На втором месте факторы сохранения и регулирования постоянства внутренней среды, которые имеют защитно-приспособительный характер, компенсирующий изменения в организме в процессе его адаптации (гомеостазис) (А.Г. Дембо, Л.Г. Татарникова). Адаптация тесно связана с такими процессами, как самопознание, самоощущение и самореализация, которые являются составляющими «Я»-концепции человека.

Все эти процессы определяют здоровье. Оно имеет рефлексивный характер, поэтому можно сказать, что здоровье – динамический процесс, имеющий свое направление и скорость, в связи с чем возникает сложность определения критериев этого изменяющегося процесса. Здоровье – индивидуальное состояние организма, что также затрудняет выделение показателей его функционирования.

Подводя итог существующим исследованиям, В.Н. Муравьева заключает: «В современном понимании здоровье – это не только жизнь без болезней, но и гармоническое развитие, высокая умственная и физическая работоспособность, умение быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям среды».

Опираясь на теоретические положения известных отечественных и зарубежных исследователей по проблемам физиологии и физического воспитания (П.К. Анохин, Ю.Ф. Змановский, Т.М. Осокина, И.И. Брехман, М. Штарк и др.), М.В. Корепанова в комплексное определение здорового ребенка включает такие характеристики, как жизнерадостность, устойчивость к неблагоприятным внешнесредовым факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности, мотивация к ведению здорового образа жизни.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Развитие движений у детей младшего возраста при помощи игровых ситуаций в различных формах организации
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Развитие и совершенствовани ...

Развитие понимания речи у неговорящих детей
Основная задача логопедического воздействия на первом этапе заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить названия игрушек, частей тела, предметов одежды, туалета, домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается, названия животных, которых часто в ...

Арт-синтез терапия как комплекс реабилитационных воздействий
Методы воспитательной терапии, исследованные в предыдущих разделах нашей работы ориентированы на детей ориентированы на любой характер нарушений - дети могут заниматься чтением и лепкой самостоятельно или при помощи родителей и педагогов. На практике довелось поработать с детьми с ДЦП, синдромом Да ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru