Педагогическая программа сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Статьи по педагогике » Педагогическая программа сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Но для успешного решения этой задачи от педагога требуется умение определить уровень физического здоровья ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути медико-педагогической работы совместно с медицинскими работниками, психологами и родителями. Изучение уровня физического здоровья детей старшего дошкольного возраста является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.

Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода - год до школы. Это позволяет определить физическую и психологическую готовность к системному школьному обучению детей. Но если психологическая готовность может быть при необходимости исправлена за небольшой промежуток времени, то изменение физического здоровья – сложный процесс, имеющий достаточную временную протяженность. Фактически, здоровье старшего дошкольника закладывается в эмбриональный период, продолжает формироваться в грудничковый период, закладывается при помощи физических упражнений, закаливания и правильного питания в возрасте после года. С полутора – двух лет в процесс формирования здоровья дошкольника включаются детские дошкольные образовательные учреждения, но по-прежнему важнейшим компонентом здоровья остается генетически заложенный потенциал, отношение к здоровью в семье, социальный климат в семье, правильное питание и ряд других составляющих.

В структуре физического здоровья можно выделить следующие компоненты:

1.Генетически заложенное здоровье.

2. Фактическое здоровье.

3. Здоровье как результат социальной деятельности.

4. Здоровье как результат психологического комфорта.

5. Здоровье как результат воспитания.

К проблеме изучения здоровья детей старшего дошкольного возраста необходимо подходить комплексно: при изучении состояния здоровья детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.

Диагностика состояния здоровья сводится к показателям плановых медицинских осмотров, количеству пропущенных дней по болезни и не учитывает влияние на здоровье социальных, психологических и педагогических факторов. А между тем результаты объективной всесторонней диагностики могут помочь вовремя заметить нарушения в физическом развитии дошкольника и правильно составить программу оздоровления. Данное положение определяет актуальность выбранной темы.

Таким образом, основная цель нашей работы – изучение состояния здоровья старшего дошкольника в ДОУ «Золотой ключик» г. Москвы как многокомпонентного образования, включающего не только физиологические характеристики, но и психологические, социальные и педагогические.

В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: изучение состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста позволит организовать лечебно-оздоровительную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень состояния здоровья, а также создать экспериментальную программу.

В своей работе мы ставим следующие задачи:

1. Изучение и анализ литературы по теме.

2. Рассмотрение базисных характеристик состояния здоровья старших дошкольников.

3. Подбор методов и разработка проекта комплексных педагогических программ оздоровления соматически ослабленных детей.

Объектом исследования является здоровье детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - уровень физического здоровья старших дошкольников.

Методы исследования:

- обзорно-аналитический;

- количественно-статистический;

- наблюдение и беседа;

- диагностический.

Практическая значимость работы заключается в том, что на основе полученных данных о состоянии здоровья детей разработан проект комплексной педагогической программы оздоровления детей старшего дошкольного возраста. Материалами могут воспользоваться педагоги ДОУ, родители.

Методологической основой исследования служат работы ведущих специалистов в области психологии и педагогики, таких как И.А.Арямов, Е. Белова, Э. Берн, Л.С. Выготский, Ю. Змановский, В.Т. Кудрявцев, Р.С. Немов, У. Ульенкова, И.В. Чупаха, Д.Б. Эльконин и др.


Информация о ообразовании:

Методические рекомендации по составлению плана урока и методике его проведения
По большинству массовых профессий производственное обучение учащихся в учебных мастерских в соответствии с учебной программой проводится по операционно-комплексной системе. Сущность этой системы заключается в том, что все трудовые приёмы, операции и способы выполнения типичных работ распределены пр ...

Пути воспитания внимания
Видное место в воспитании непроизвольного внимания занимает формирование у детей умения видеть и слышать, подмечать окружающее, наблюдать факты и явления, причем делать это без особых усилий, в силу постоянного стремления как можно полнее и лучше ознакомиться с действительностью. Для этого следует ...

Характеристика познавательных психических процессов человека
Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием ("перцепция"). К основным качествам восприятия относят следующие: 1) Восприятие зависит от прошлого опыта ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru